Острова. К 100-летию великих греческих композиторов Маноса Хадзидакиса и Микиса Теодоракиса
В 1925 году родились два величайших греческих композитора: Манос Хадзидакис и Микис Теодоракис. В 2025‑м отмечается их совместное столетие, связанное с широкими юбилейными программами и памятью об их ключевом влиянии на музыку и культуру Греции. Оба композитора задали культурный код послевоенной Греции, но их эстетики контрастны: Хадзидакис — камерная лирика, утончённая меланхолия и театральность; Теодоракис — эпос, хроника и гражданская мощь. Этому двойному юбилею посвящен концерт в Галерее Нико.
Исполнители: Екатерина Щербаченко (сопрано)
Александр Праведников (фортепиано)
Программа концерта: Манос Хадзидакис (1925-1994)
«Капитан Михалис» ("Καπετάν Μιχάλης" на слова Н.Казантзакиса)
«Ионическая сюита» для фортепиано соло
Микис Теодаракис (1925–2021)
Малые Киклады ("Μικρές Κυκλάδες" на стихи О.Элитиса)
Манос Хадзидакис (1925-1994) — лирик греческой музыки, объединивший современную академическую традицию с городским фольклором и поэтикой ребетики; он приподнял маргинальный жанр до уровня национального символа и концертной сцены. Мировую славу Хадзидакису принёс «Оскар» 1960 года за песню «Дети Пирея» к фильму «Никогда в воскресенье», что закрепило его как мост между эллинской мелодикой и глобальной поп‑культурой. К знаковым работам относятся цикл «Шесть народных картин» для фортепиано, альбом «Улыбка Джоконды», театральные и кино‑партитуры, а также песенно‑поэтический цикл «Великий эротический», соединивший античную и современную греческую поэзию. После эмиграции в США при хунте «чёрных полковников» он вернулся в Грецию, возглавлял Афинский госоркестр, Национальную оперу и радиовещание, основал «Оркестр цветов», формируя культурную политику переходной эпохи.
Микис Теодоракис (1925–2021) — композитор‑гуманист и общественный деятель, чьё имя стало синонимом музыкальной и гражданской свободы Греции. Его «Сиртаки» из фильма «Грек Зорба» превратилось в глобальный символ греческой идентичности; вместе с тем он писал симфонии, оперы, оратории и огромный пласт песен на стихи крупнейших поэтов.
Теодоракис прошёл через тюрьмы и ссылку во время диктатуры, превратив музыку в голос сопротивления; его концерты и хоры объединяли широкие аудитории, а тексты становились культурой памяти.
Он синтезировал народные модусы, византийские напевы и симфоническую драматургию, создавая «массовую классику» — высокую музыку, понятную площадям. Уже при жизни Теодоракис стал моральным авторитетом: его интервью и письма формировали общественную дискуссию, а партитуры звучали как хроника бурного XX века в эллинском измерении.
Екатерина Щербаченко (сопрано) — солистка Большого театра России. Окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Марины Алексеевой), затем аспирантуру там же. В 2005 дебютировала в Большом театре, исполнив партию Наташи Ростовой на премьере оперы «Война и мир» С. Прокофьева, после чего была принята в оперную труппу Большого театра, где исполняет ведущие партии; Наташа Ростова («Война и мир» С. Прокофьева), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Лю («Турандот» Дж. Пуччини), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе)
Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Донна Эльвира («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Горислава («Руслан и Людмила» М. Глинки) и многие др. Выступала в Ла Скала, Театре Комунале (Флоренция), Оперном театре Кальяри (Италия), Лионской опере, Опере Цюриха, Баварской государственной опере, Королевском театре Мадрида (Teatro Real), Нидерландской национальной опере (Амстердам), Литовской национальной опере, Метрополитен-опере, Опере Далласа, Большой опере Хьюстона. Принимала участие в Глайндборнском фестивале, Оперном фестивале в Экс-ан-Провансе и других. Сотрудничала с такими дирижерами, как Зубин Мета, Риккардо Фрицца, Омер Меир Уэллбер, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Михаил Юровский, Теодор Курентзис, Кирилл Карабиц и другими.
Лауреат международных конкурсов: Победитель конкурса Би-Би-Си "Голос мира", II премия Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса (Барселона), Премия им. Марии Каллас за лучший дебют в Опере Далласа (за исполнение партии Иоланты).
Александр Праведников (фортепиано) — концертмейстер оперы. В Большом театре работает с 2003. Ответственный концертмейстер опер "Воццек" (1-е исполнение в БТ), "Дон Жуан" (обе — дир. Т.И. Курентзис, реж. Д. Ф. Черняков). Концертмейстер опер "Волшебная флейта" (реж. Г. Вик), "Кармен" (реж. Д. Паунтни), "Иоланта" (реж. Г.П. Ансимов) и др. Аккомпанировал при прослушиваниях на конкурс "BBC Cardiff Singer of the World-2009" Е.Н. Щербаченко, получившей на конкурсе звание «Певица
мира». Выступил с сольным концертом в рамках Международного конкурса пианистов имени Ферруччо Бузони (1999, г. Больцано, Италия).
Член Союза композиторов России (с 1998). Автор симфонии, кантаты "Скифы" на слова А.А. Блока для большого оркестра, хора и меццо-сопрано, оркестровых сочинений, а также опер и вокальных сочинений.
Концерт организован в сотрудничестве с Московским обществом греков.
Сведения предоставлены организацией ООО «Галерея Нико» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.