Опера «Князь Игорь»
А.П. Бородин — выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель. Его музыкальное наследие разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырским образам русского героического эпоса отразился в опере «Князь Игорь» и в двух симфониях, впечатляющих могучей силой, величавым размахом. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенности. Щедрый мелодический дар композитора питался как русской, так и восточной музыкой.
В апреле 1869 года В. Стасов предложил А. Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Сюжет композитору очень понравился. Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, музыку их потомков, былины, эпические песни. Большую помощь композитору оказал Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.
Текст и музыка «Князя Игоря» сочинялись Бородиным одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти композитора А. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с огромным успехом 23 октября 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.