Выставка «Ветрувианский человек»
Александр Пономарев — специальный гость VI Московской биеннале современного искусства. В своем творчестве художник исследует проблему соизмеримости человека и пространства. Непрерывно путешествуя, он реализует свои замыслы в активном взаимодействии с природными стихиями. Многие проекты были осуществлены в самых труднодоступных местах: в морях и океанах, в пустынях, среди полярных льдов. Преодолевая силы природы, поднимаясь над территориальными и культурными границами, Пономарев исследует законы художественной гармонии и выразительности.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — сам его облик, архитектура и коллекции — показался художнику идеальным пространством для реализации замысла. Экспозиция «Ветрувианский человек» с помощью современных приемов построения инсталляций находит точки «пересечения» прошлого и настоящего, незыблемые константы культуры. Выставка состоит из двух равнозначных и взаимодополняющих частей: традиционной экспозиции в залах Музея и яркой, неожиданной инсталляции, полностью преобразившей его фасад. Выдержанный в духе популярного сегодня жанра «интервенции», «Ветрувианский человек» не просто вторгается в «священные музейные пространства», изменяя их, но и позволяет сместить акценты восприятия, обнаружить общее и различное в культурных кодах различных эпох.
Лейтмотивом выставки Александра Пономарева стал перфоманс, осуществленный в арктической части Атлантического океана. Для проекта художник создал специальную конструкцию — увеличенную копию ветроуказателя, на языке моряков и летчиков называемого «колдуном». Художник оставался в свободном полете над палубой, символизируя собой прибор для определения силы и направления ветра. Так появилось понятие «Ветрувианский человек», где смена одной буквы послужила своебразной синкопой, смещением акцента, позволившим объединить природу и человека.
На главном фасаде музея посетителей встретит эффектная инсталляция художника из шести «колдунов». Стройность и строгость античного ордера колоннады, созданной по образцу портиков афинского Эрехтейона, нарушается ветроуловителями — «колдунами», которые вырываются в открытое пространство улицы. Их яркие сине-красные полосы привносят в благородную серую ритмику фасада почти матиссовский колорит. Легкие и объемные конструкции символизируют перемены, происходящие сегодня в пространстве культуры. Инсталляция, взаимодействуя с воздухом, выстраивает и измеряет розу художественных ветров, где Музей является эпицентром.