Основное изображение для события Лекция «Русское народно-певческое искусство: возникновение и развитие»

Лекция «Русское народно-певческое искусство: возникновение и развитие»

20 октября 2025
Бесплатно

Народно-певческое искусство по праву считается основным видом музыкального творчества русского народа. Исследование традиционного музыкального наследия будет неполным, усеченным без обращения к народной песне. Лаконичная формула: «Песня — душа народа», прямо и непосредственно выражает значение песенного творчества. Многими мыслителями было отмечено, что народная песня выразительно раскрывает особенности национального характера и является самой демократичной, доступной всем формой приобщения к музыкальному творчеству. Песня, тесно связанная с жизнью и бытом народа, шлифуется в процессе исполнения во всех слоях населения и, постепенно завоёвывая самостоятельную художественную значимость, обретает статус народного искусства. История русской народной песни сохранила довольно скудные данные о песенном обиходе наших предков. Истоки народно-песенного искусства уходят в глубокую древность и связаны с творчеством восточнославянских народов, населявших территорию Древней Руси еще до IX века. В этот период преобладали ритуальные предания, связанные с языческими религиозными верованиями и обрядовыми действиями. Славянские языческие ритуалы включали в себя заклинания, пение и игру на музыкальных инструментах. Следы древних языческих верований сохранились в народных песнях календарного и семейно-обрядового содержания. Боевые песни славянских дружин легли в основу героического эпоса, впоследствии развившегося в былинах. Киевская Русь внесла свои новые интонационные завоевания. В народном искусстве это — былинный, напевно-декламационный в своей основе тип интонирования, в церковном — попевочно-кантиленный мелос — знаменное пение. В исторических свидетельствах о Московской Руси сохранились описания народных праздников, обрядов, игр, плясок, воссоздающих картину широкого бытования песенного фольклора в русском обществе XVI-XVII вв.
Народная песня, в своей основе, имеет коллективные корни, её развитие связано с коллективным творчеством, многоголосием, полифоническим ведением голосов, ладовыми созвучиями, сочетаниями тембров народных исполнителей, шлифованием певческого процесса в определённую манеру и тип звукоизвлечения. Сольное исполнение развивалось, скорее, по жанровым законам. Колыбельные, плачи, причёты, духовные стихи, исторические и лирические протяжные песни, позднее и частушки — жанры, где исполнитель мог наиболее ярко обнаружить индивидуальное начало, показать собственное мастерство, проявить личностные качества. Мастерицы сольного пения были в каждом селе — плакальщицы, запевалы, сказительницы, частушечницы. Первые документальные записи русских народных песен были сделаны в 1619 году, что позволяет считать, что песня до этой даты жила только в устной традиции. Первым крупным специальным песенным изданием стало «Собрание разных песен» М.Д. Чулкова — известного писателя, этнографа, драматурга, публициста. В начале XIX столетия П.В. Киреевский, сделавший запись народных поэтических произведений основным делом своей жизни, организовал сбор из уст в уста народа: былин, стихов, лирических песен и других произведений фольклора. Огромное количество текстов, оказавшихся в его руках, явилось плодом огромной работы не только самого Киреевского, но и результатом трудов Пушкина, Гоголя, Даля, Кольцова и многих других собирателей, которые несли Киреевскому свои записи, сделанные большей частью в губерниях средней России, в Поволжье, в Подмосковье. «Песенная прокламация» Киреевского явилась руководством к действию для всех современных ему и будущих собирателей родного фольклора. Его работа по подготовке к печати собранных им песенных материалов являлась в научном отношении очень весомой, но песенное собрание его частично увидело свет только через несколько десятилетий после его смерти. Во второй половине XIX века наряду с крестьянскими песнями в народном обиходе появляется быстро растущий городской фольклор. Появление этих песен было вызвано ростом и развитием питающей их социальной среды. Вместе с тем в крестьянский фольклор начинают проникать романсы и песни поэтов 1820–1830 годов и песни рабочего фольклора. Народная песенная лирика становится очень пёстрой и разнородной по социальному происхождению, бытовому назначению, идейно-художественным качествам. Но, несмотря на возникновение в городе нового песенного материала, местом бытования традиционной песни остаётся её исконная родина — деревня. Для развития национальной художественной культуры в постреформенной России крестьянская тема остаётся очень важной: для фольклористов и этнографов традиционная песня становится первостепенным материалом исследования. Выдающимися этнографами собирателями того времени П.Н. Рыбниковым и П.И. Якушкиным были собраны и опубликованы богатейшие фольклорные материалы, среди которых было немало лирических и обрядовых песен. В те же годы большую этнографическую работу проводил П.В. Шейн, посвятивший собиранию фольклора всю свою жизнь. В 1870 году вышел его большой том «Русские народные песни», а позднее — два выпуска фундаментальной работы «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах». Следя за всеми публикациями и отбирая в них лучшее, академик А.И. Соболевский издаёт своё семитомное собрание «Великорусских песен», небывалое по объёму и значению, включившее в себя около пяти тысяч песенных текстов. За период с конца XVIII до начала XX века выходит ряд сборников песен и напевов, над которыми трудились исследователи музыкального народно-песенного материала: Трутовский, Прач, Львов, Кашин, Пальчиков, Мельгунов, Лопатин, Прокунин. С 1884 года поисками традиционной народной песни начинает заниматься созданная при Географическом обществе специальная Песенная комиссия под председательством Т.И. Филиппова, видевшим в традиционных песнях силу, способную противостоять новым веяниям в народной поэзии. Комиссией было собрано около 750 традиционных песен, представляющих большую ценность для русской фольклористики. Материалы каждой экспедиции Песенной комиссии печатались под одним и тем же названием — «Песни русского народа» с указанием районов записи и именами собирателей. В заключение можно сказать следующее: начиная с XVIII века процесс собирания и изучения народных песен становится важным, необходимым условием всего дальнейшего развития народно-певческой культуры.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна