Лекция «Гусли музыкальный инструмент»
Гусли — русский народный музыкальный инструмент щипкового типа с резонаторным корпусом и натянутыми над ним 5-70 струнами. Изделие изготавливается из древесины: преимущественно хвойных пород. Считается, что гусли получили свое название от тетивы лука, которую древние славяне называли гуслой. Первое упоминание о гуслях датируется концом 6 века: оно присутствует в записях византийского историка Феофилакта Симокатта. Рассказывая о прибалтийских славянах, попавших в плен, летописец упомянул о музыкальных инструментах в их руках, похожих на лиры/кифары. Но это могли быть только гусли, т. к. никакой интеграции у Руси с Грецией в тот момент не было, и вероятность распространения в славянском мире лир была минимальной. Однако первая археологическая находка этих изделий датируется только 11 веком, и каких-либо «вещественных» доказательств более раннего их использования нет. Сейчас уже известно, что в Древней Руси гусли были одним из самых популярных и любимых инструментов. Они незримо присутствовали в народном творчестве, в т. ч. в знаменитом Слове о полку Игореве. Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Алеша Попович, Соловей Будимирович, Дюк Степанович, Садко: все эти герои представлялись как умелые гусляры/гуслисты (хотя музицирование не было для них основным занятием). Иван Грозный любил и уважал гусли: при его дворе был целый ансамбль, играющий только на них. Об этих инструментах сказано даже в Священном Писании. Одна из строчек 15 псалма гласит: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях». Но несмотря на такое упоминание, у церкви к ним было всегда неоднозначное отношение. Они изначально были связаны со скоморошеством и язычеством, и долгое время находились в опале. Доходило до того, что при царе Алексее Михайловиче Романове гусли насильно отбирали у людей и сжигали на огромных кострах. В частности, этому сильно способствовал патриарх Никон. В 1654 году именно по его приказу на берегу Москва-реки были сожжены несколько телег с гуслями. Но массовое уничтожение ни к чему не привело: народ продолжал играть, пусть и тайком. Удивительный музыкальный инструмент пронесся через многовековую историю и даже сумел побывать на Параде Победы. Так, в 1945 году ансамбль гусляров выступал на Красной площади в Москве и в Берлине рядом с Рейхстагом. Постепенно популярность гуслей сошла на нет. Сначала их сменила балалайка, а потом и гитара. На этих инструментах было легко играть, и именно они стали некой визитной карточкой масс-культуры (да и российский фольклор у многих ассоциируется именно с балалайкой, а не гуслями). Но все новое — хорошо забытое старое, и сегодня многие музыканты используют это изделие в своем творчестве. Качественно сделанные гусли могут применяться при создании современных треков наряду с гитарами, домбрами, сямисэнами и т. д. Они легко дополняют музыкальные композиции и создают оригинальный акустический эффект. Существует много разновидностей современных гуслей. К наиболее известным из них можно отнести крыловидные, шлемовидные, лировидные, стационарные и щипковые. Музыкальные инструменты всех типов получили свое название за счет формы корпуса и особенностей конструкции. Каждый из них способен создавать эффектное звучание и использоваться как в формате соло, так и в составе ансамбля. Струнные музыкальные инструменты гусли не отличаются большим количеством техник игры. Это обусловлено особенностями их строения. К наиболее распространенным методам на крыловидных и лировидных гуслях можно отнести бряцанье и игру боем, а на шлемовидных: перебор, пальцами без медиатора. Крыловидные гусли также подходят для техники набивания и выборной игры с прицельным бряцаньем по определенным струнам для получения акустического созвучия. Также при игре можно использовать приемы арпеджио, выборочного глушения, перехода с высоких тембров на низкие и т. д. Играть на гуслях можно: сидя, держа инструмент на коленях; стоя, перевесив ремешок гуслей через плечо. Выбор того или иного метода обусловлен только собственным удобством и привычками. Все техники позволяют создавать интересные музыкальные композиции: как самостоятельные, так и в аккомпанементе.
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.