Основное изображение для события Алхимия камня

Алхимия камня

С 29 августа по 30 сентября 2025
6+
Бесплатно

Что может быть менее привлекательно в своей обыденности, чем камень? Камень — стихия земли. Самая низкая, инертная и тяжелая стихия. Чем она может занять наше внимание? Однако если взять два камня и ударить их друг о друга, то можно высечь искры. Так проявится стихия огня.

Персональная выставка Вадима Румянцева и есть такое высекание огня из камня. Творческий процесс художника, его волевой и художественный порыв полностью преображает камень, который перестает быть воплощением только одной стихии земли, становясь выразителем и проводником всех остальных четырех элементов.

На картинах художника камни парят в воздухе, преодолевая силу притяжения земли и земного. В комбинациях камней разного размера и формы задаются устойчивые ритмы очертаний и цвета, составляющие волновую природу стихии воды. Наконец, огненные переливы чистых цветов рождают всполохи яркого пламени.

И вот четыре стихии собраны и выражены вместе. Их динамическая координация и интенсивное равновесие на картинах художника дарят зрителям то редкое чувство полноты жизни, что скрыто от нашего взора за почти непроницаемым покровом повседневности. Вычурные возможности массовой культуры, что в избытке предлагаются современному человеку, не позволяют заглянуть за эту недосягаемую преграду.

И вот, казалось бы, простой камень. Творческим усилием художника он переведен в новое качество, больше не являясь поводом для привычной игры раздробленных чувств, но своей полнотой одновременности обнаруживает иное качество: саму Жизнь и ее энергию.

Все наполнено энергией Жизни, которая более не скрыта, она сделана видимой. И видима она особым образом: не так, как видимо то, что подсвечивается внешним источником, снаружи. Энергия Жизни обнаруживает себя в собственном свечении и сиянии изнутри наружу.

В работах Вадима Румянцева мы видим камни, которые светятся собственным светом, и свет этот сильнее внешнего источника освещения. Мы видим внутреннее бытие камней, которое по своей красоте и гармонии не только не уступает, но сильно превосходит аналогичные аспекты внешней реальности.

Следуя за логикой очевидного внешнего аспекта жизни, наука конструирует пространство и время, постоянно увеличивая их размерность: трехмерное пространство Декарта, четырехмерный континуум пространства-времени А. Эйнштейна, 6-ти мерное многообразие Калаби-Яу теории струн и т. д.

Но в полноте жизни, в котором пребывает художник, и где внешнее видимое соединено с внутренним и невидимым, эти дополнительные мерности пространства-времени открываются сознанию естественным образом.

Здесь мы приходим к важнейшему вопросу роли художника в современном мире: утончением своего чувственно-интуитивного аппарата, он обращает внимание на то, мимо чего в своей каждодневности проходит большинство людей, вооруженных лишь аппаратом рационального отношения к действительности.

Художник делает видимым то, что для большинства остается невидимым, и не потому, что оно действительно невидимо, а потому, что нам, зачастую, не хватает ни сил, ни желания сфокусировать свое внимание и сознание в глубину происходящего.

Наше внимание и силы практически полностью растрачены и исчерпаны высокой интенсивностью процессов, происходящих на поверхности очевидности. Художник, снижая свою вовлеченность в процессы на этой поверхности, жертвуя таким образом своим социальным статусом, материальным достатком и личным благополучием обеспечивает возможность для себя и своего зрителя восприятия глубины действительности. Той части ее, где находятся причины происходящего, заключена красота и гармония всего видимого и невидимого и заключена еще одна, пятая стихия — эфир.

Красота и гармония действительности выражена в подобии или аналогии человека и природы. Например, пяти органам чувств в человеке соответствуют, уже упомянутые, пять стихий: земля, вода, воздух, огонь и эфир. В этом подобии человек и природа составляют единство и полноту бытия. Сегодня наука исключила эфир из своего аппарата и сосредоточила активность в поле оставшихся четырех стихий. Этим она обозначила отказ от совпадения человека и природы, а расхождение между ними закрепила в конструировании виртуальных метавселенных и искусственного интеллекта, что по сути, претендует на создание альтернативной реальности нечеловеческой природы.

Однако для художника данный тренд цивилизационного развития не является объективным и неизбежным, он лишь следствие искусственного запрета на совпадение человека и природы.

Художник утверждает другой, объективный и неизбежный тренд полного совпадения в красоте и гармонии человека и природы. Его обязательным элементом является стихия эфира или стихия внутреннего измерения действительности. Через эту стихию идет координация всех остальных стихий, а человек обретает полноту жизни и сознания и получает возможность освободиться из оков искусственных ограничений, наложенных на природу человека Постмодернизмом.

Искусство Вадима Румянцева — это алхимическая возгонка низшего в высшее, сопровождаемое преображением или алхимической трансмутацией обычного камня в «камень философский» — камень основания, твердыню в ее полноте земного и небесного.

Выставка Вадима Румянцева — это манифест, заявляющий равноправие твердыни земной и небесной и маркирующий переломный момент, о котором было сказано: «Всему свое время … есть время разбрасывать камни и время собирать камни …» (Екклесиаст 3:1-5).

Выставка проходит при поддержке Московского политехнического университета.

Автор текста — Куратор выставки, к.техн.н., почетный работник сферы образования РФ И.Н. Вольнов

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
16 сентября

Сведения предоставлены организацией МБУ «Сортавальская ЦБС» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна