1600 год: тени юбилейного года. Эмилио Кавальери, Джордано Бруно, Караваджо
Лекция об искусстве в рамках клуба «Оптика зрения»
Совместная лекция с Дискуссионным клубом образовательного проекта «Artistico. Твоя Италия в Петербурге».
1600 год вошел в историю Рима как время невиданного размаха и резких контрастов. Святой юбилейный год собирал миллионы паломников со всей Европы, папа Климент VIII раздавал милостыню беднякам и служил личным примером покаяния, а рядом с храмами и праздничными процессиями горели костры инквизиции. Всего в нескольких кварталах друг от друга — премьера духовной драмы Эмилио Кавальери «Представление о душе и теле» и казнь Джордано Бруно. В этот момент Рим был одновременно сценой, судом и алтарем — и именно здесь рождалось новое художественное и интеллектуальное время.
На сентябрьском заседании клуба мы поговорим о «тенях юбилейного года» и о том, как искусство, политика и религия сплелись в узел, разделивший ренессанс и барокко.
Мы обсудим, как складывалась традиция Святого года — от буллы Бонифация VIII 1300 года до грандиозных торжеств при Клименте VIII. Чем была оратория Кавальери для своего времени и почему ее аллегорический сюжет о противостоянии страстей и добродетели резонировал с событиями на площади Кампо-деи-Фиори; и каким предстал Рим в картинах Караваджо — как город, полный света и тьмы одновременно.
В заседании примут участие:
Ирина Голубева — кандидат искусствоведения, специалист по Проторенессансу, расскажет о происхождении и смысле традиции Юбилея, о роли папства и инквизиции в истории Рима и о том, как религиозные праздники становились ареной для искусства, политики и диалога культур.
Георгий Ковалевский — кандидат искусствоведения, музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств. В докладе «Представление о душе и теле». Оратория Кавальери: искусство, политика и Новое время» он покажет, как Святой год 1600-го превратился в своего рода «фестиваль раз в полвека».
Мы поговорим о том, как Эмилио Кавальери, представитель римской знати, воспитанный в окружении Микеланджело и близкий к Флорентийской камерате, создал первую духовную драму нового времени. Премьера «Представления о душе и теле», заказанная, возможно, самим папой Климентом VIII, прозвучала в феврале 1600 года и сразу обрела статус культурного события: аллегорический сюжет о противостоянии Души и Тела, Добродетели и Наслаждения оказался удивительно созвучен драматическим событиям на площади Кампо-деи-Фиори, где вскоре был казнен Джордано Бруно.
Иван Чечот — искусствовед, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, почетный председатель клуба Artistico. Его выступление будет посвящено Караваджо и интеллектуальному контексту 1600 года. Сожжение Джордано Бруно, философа, поэта и смелого ниспровергателя средневековой схоластики, совпало с рождением оперы и с первыми шагами Караваджо. В это же время взошла звезда Рубенса, и 1600 год стал узлом, где переплелись линии контрреформации и натурализма, научного и магического мировоззрения, католического барокко и уходящего Ренессанса. Мы поставим вопрос о том, почему именно сегодня Караваджо, Бруно и ранняя опера вновь оказываются «модными» и близкими нашему времени — времени неоромантизма и кризиса академической науки.
Сведения предоставлены организацией ГБУК «Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.