Лекция на тему «М.П. Мусоргский. Цикл «Песни и пляски смерти»
В 1870-е годы Мусоргский написал более 20 сочинений: закончил работу над циклами «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти», балладой «Забытый», песнями на стихи Толстого. В этих произведениях он охватывает широкий круг тем: вечные темы жизни и смерти, решённые в трагедийном, углубленно-философском и социальном плане; сатирическая тема; лирическая.
Обратиться к стихам Голенищева-Кутузова посоветовал В.В. Стасов. Тексты Мусоргский тщательно корректировал, много перерабатывал в процессе сочинения музыки, добиваясь образной конкретности слов, драматической насыщенности сюжетного развития.
По первоначальному замыслу должно было быть ещё 12 номеров: Богач, Пролетарий, Большая барыня, Сановник, Царь, Молодая девушка, Мужичок, Монах, Ребёнок, Кузнец, Поп, Поэт. Таким образом, композитор предполагал создать широкую галерею типов людей различных социальных сословий. Однако данный замысел не получил полного воплощения.
В образно-сюжетном решении Мусоргский опирался на сложившиеся традиции. Народные представления и легенды о смерти, старинные «фрески смерти» увлекали многих художников, музыкантов и поэтов, особенно в эпоху романтизма. Например, Лист написал «Пляску смерти» (парафраза на тему Dies irae для фортепиано с оркестром). Тема смерти особенно актуальна в России: в эти годы война на Балканах приводит к гибели тысяч людей. Верещагин пишет картины «Забытый», «После атаки».
Цикл «Песни и пляски смерти» был задуман как идейно высокогуманный, обличительный. Динамика развития — от деревенской хаты, где умирает ребёнок, до поля брани, где тысячи погибших. Смерть — главный герой цикла, которая, как актёр в театре, предстаёт в разных обличиях.
Основа жанра цикла лежит в гротесковом слиянии противоречащих жанровых начал (колыбельная, серенада, победный гимн) с самой темой смерти. В широком смысле каждый номер цикла — это ария смерти. Её голос вкрадчив и тих (№ 1), упоителен и трепетно-нежен (№ 2) откровенно циничен (№ 3), ужасно победен (№ 4).
Для раскрытия основной идеи цикла Мусоргский опирается на характерные образно-художественные приёмы: обобщение через народный жанр; выбор типичных жанровых формул; точную фиксацию речевых интонаций. Избирает разные драматургические приёмы: строит песни по принципу диалога (1) и монолога (2), картинки-сценки (3, 4). Песни 1, 2 камерного звучания, 3 и 4 отличаются симфоническим размахом музыкальной драматургии.
Достижению единства цикла способствуют объединяющие принципы. Так, начало каждой песни экспозиционно — это рассказ, вводящий в действие (декорации), часто выполняющий роль вступления. Фактура изложения оркестровая по краскам. Недаром в 1962 г. Д.Д. Шостакович сделал оркестровку цикла.
Цикл Мусоргского явился высшим итогом в области вокального театра. Здесь он близок карнавальному театру масок, с его аллегорией и символикой — где жизнь неразлучна со смертью, где смех оборачивается драмой, и рождение близко смерти.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов цикла «Песни и пляски смерти».
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.