Лекция «История домры: инструмент, который мы чуть было не потеряли»
Домра имеет интересную и неординарную, до сих пор обсуждаемую исследователями историю. В отличие от русского инструмента, имя которого у всех на слуху — балалайки, домра далеко не так известна. Тем не менее, она является гораздо более древним инструментом — название ее известно с XVI века.
У домры был непростой путь. Она переносит нас в древние времена, когда наши предки вдохновлялись звуками именно этого инструмента: домра была постоянным спутником музыкантов на всех народных праздниках и сборищах.
Существуют две основные версии происхождения домры. По одной версии инструмент имеет восточные корни: аналогичные по конструкции и звукоизвлечению инструменты существовали (и до сих пор существуют) в музыкальных культурах стран Востока. Вероятно, у многих из них был один предок — восточный танбур, который имел овальную форму и плоскую деку. На нем играли щепочкой, сделанной из подручных материалов. Инструмент, позже превратившийся в домру, скорее всего, был завезен на Русь либо во времена татаро-монгольского нашествия, либо в результате торговых отношений со странами Востока.
Вторая версия связывает домру с европейской лютней. Но истину установить невозможно, так как различных конструкций инструментов со струнами, корпусом и грифом было несчетное количество и на Западе, и на Востоке.
В эпоху с XVI по XVII век в России домра использовалась вместе с другими инструментами, такими как гусли и гудок, в скоморошеских выступлениях. Артисты путешествовали по стране, давали представления и насмехались над высшими слоями общества и церковью. Это вызывало гнев власти и духовенства: начались настоящие гонения на скоморохов, музыкальные инструменты массово сжигались. В результате домра была практически уничтожена и забыта.
К этому же времени относятся и первые упоминания о балалайках. Если появление домры на Руси можно связать с влиянием азиатских соседей и проследить родственность с их инструментами, то балалайка появилась буквально «из ниоткуда». При этом заняв прочное место среди народных инструментов именно в XVIII веке, когда упоминания о домре исчезают.
Сходство конструкции двух инструментов и историческая последовательность их появления привели к интересному выводу: домра не исчезла с исторической сцены, а переродилась в балалайку! Сейчас с этой версией согласны большинство исследователей. Перемена имени и изменение корпуса инструмента по этой теории явилось необходимостью, связанной с гонениями на скоморохов.
Таким образом балалайка и домра не просто ближайшие родственники, а виды одного инструмента.
Чудесное спасение домры: Василий Васильевич Андреев
Резкий поворот в истории домры случился в 1888 году, когда музыкант, балалаечник-виртуоз и талантливый организатор Василий Васильевич Андреев решил создать первый оркестр русских народных инструментов, впоследствии получивший название «Великорусский оркестр». Для реализации этой идеи Андрееву был необходим мелодический инструмент, способный выразительно «петь» мелодию русской песни. Домра, изображение которой сохранились в архивах и очерках известного музыковеда, исследователя А.С. Фаминицына, особенно заинтересовала Андреева.
Василий Васильевич совместно с мастером-краснодеревщиком Семёном Налимовым и музыкантом Николаем Фоминым совместными усилиями смогли воссоздать русские национальные инструменты — домру и балалайку. Благодаря Андрееву, а также помощи других музыкантов и деятелей, эти инструменты смогли не только сохраниться, но и восстановить свою роль в русской музыкальной культуре.
В наше время домра является основой народного струнного оркестра наряду с балалайкой. В оркестре домры разных конструкций выполняют различные функции: мелодические, гармонические, басовые, аккомпанирующие и другие. Мелодия чаще всего передается домре, ведь ее тембр чем-то похож на человеческий голос. Многообразный звук домры способен передавать гамму чувств и настроений от тревоги и печали до радости и праздничного веселья, раскрывая в человеке самые глубокие эмоции, единство с русскими корнями.
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.