Гага Ковенчук
5 июня в 18:00 Государственный музей «Царскосельская коллекция» открывает выставку Георгия «Гаги» Ковенчука (1933–2015), неистощимого на выдумки петербургского графика, живописца, скульптора, художника книги и сценографа. На выставке будет представлена живопись и графика разных лет из собрания семьи художника.
«Имя Гаги Ковенчука — веселое имя. Это художник неунывающий. Массу вещей он начал делать первым: увлекся тем, что сегодня называют медийным искусством — использовал в своих работах кино- и фотоматериалы, искал и находил для этого особую визуальную форму. Я тогда сердился на него: почему не закрепляешь свои находки в декларациях и текстах? Гаге все это было не интересно: вымучивать манифесты, искать цитаты, заниматься public relations.
Всю жизнь ему интересно рисовать, писать маслом, оформлять книги и спектакли (его оформление «Записных книжек» И. Ильфа, как и сценическое решение «Клопа» В. Маяковского сегодня уже можно признать классическими), снимать на видео и путешествовать вместе с женой Жанной.
Путешествовать не просто так, а опять-таки ради бесчисленных рисунков, картин и пленок». Александр Боровский
«Дар и художественная деятельность Ковенчука отличаются редкой разносторонностью, умной иронией и поразительной изобретательностью. Он пишет большие картины, делает объекты, расписывает даже устричные раковины. Внук знаменитого общественного и художественного деятеля Николая Ивановича Кульбина, много способствовавшего развитию русского авангарда, Ковенчук с младых ногтей ощущал себя внутри передовой культуры XX века.
В шестидесятые он делал многочисленные и действительно очень смешные плакаты для «Боевого карандаша», рисовал, писал, в 1969–1972 годах был главным художником журнала «Аврора». В 1971 году состоялась его первая персональная выставка, закрытая, впрочем, властями через несколько дней «за формализм». Сенсацией стали оформление и иллюстрации пьесы Владимира Маяковского «Клоп», вышедшей в 1974 году отдельной книжкой. Ее справедливо сравнивали с театральной постановкой, а Лиля Брик утверждала, что «под этой книгой подписался бы сам Володя!». Его сатира эстетизирована, однако энергична, насыщена к тому же жесткими и звучными цветовыми пятнами.
Его манера отчетливо современна, но, что совершенно очевидно, укоренена в глубинных слоях классической традиции.
Идея Ковенчука поставить в Париже «Памятник прачке» — персонажу прославленной картины Оноре Домье — у дома великого мастера на набережной Анжу совершенно оригинальна, дерзка и благородна. Современная концепция, чувство истории и понимание того, что созданные классическим искусством герои — участники сегодняшней жизни и сегодняшнего искусства, говорят о Ковенчуке как о действительно современном художнике». Михаил Герман
Музей благодарит Алексея Кульбина, сына художника, за предоставленные для выставки произведения.
Гага (Георгий Васильевич) Ковенчук (1933–2015)
Родился в 1933 году в Ленинграде. Мать, Нина Николаевна работала театральным скульптором и бутафором в театре Акимова, его дедом был художник и теоретик русского авангарда Николай Кульбин.
1948-1954. Учился в ленинградской Средней художественной школе при Академии Художеств.
1954-1960. Учился в мастерской А.Ф. Пахомова на графическом факультете в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, защитил диплом серией плакатов. Сразу после окончания института был принят на секцию графики в ЛОССХ.
1956. Еще будучи студентом, начал работать в творческом объединении мастеров плаката «Боевой карандаш».
1960-1980-е. Работал в жанре социального плаката.
С 1970-х работал как иллюстратор для журналов «Костер», «Нева», «Мурзилка», «Веселые картинки» и др., главным художником в журнале «Аврора» (1969–1972), художником в издательствах «Искусство», «Художник РСФСР», «Детская литература», ИХЛ и др. (1956–1986).
1971. В Ленинграде открылась первая персональная выставка Ковенчука, через несколько дней закрытая властями «за формализм».
На протяжении всей жизни работал в станковой графике и живописи, а так же как книжный художник, иллюстрируя произведения русских писателей XX века (Даниила Гранина, Виктора Голявкина, братьев Стругацких, Александра Житинского, Сергея Вольфа, Александра Шалимова, Симона Соловейчика и др.). Наиболее известны оформленные им книги «Из записных книжек» И.А. Ильфа и пьеса «Клоп» В.В. Маяковского, за которую он был награжден дипломом «Лучшая книга года» (1975).
В 1980–2000-е годы много путешествовал, жил и работал в ряде стран Европы, в США, Японии и Китае, Тунисе. Особое место в творческом наследии художника занимают живописные и графические серии работ, созданные в Париже.
2003. Заслуженный художник Российской Федерации.
Умер 3 февраля 2015 года в Санкт-Петербурге.
Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Государственного музея «Царскосельская коллекция», в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Сведения предоставлены организацией СПб ГБУ «Музей «Царскосельская коллекция» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.