Лекция «Творческие направления 60-70-х годов XIX века»
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную творчеству композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского с прослушиванием музыки.
В данный период происходит чёткое разделение двух русских композиторских школ — Петербургской и Московской. Различными были творческие устремления художников этих школ, как и несхожи два города — Москва и Петербург. Москва в этот период представлена творчеством Чайковского, Петербург — «Могучей кучки».
Объединение «Могучая кучка» в своём развитии прошло несколько этапов: формирование (1856–1862 гг.); расцвет (1862–1871 гг.); распад и яркий расцвет дарования каждого (начало 70-х гг.).
Основателем, руководителем был М.А. Балакирев. Он был блестящим пианистом, имел обширные знания в разных областях знания. Но самое главное, что влекло к нему коллег, — он был талантливым собирателем новых идей. Эти новые идеи были связаны с немецкой идеалистической философией, в частности — с воззрениями Шеллинга, повлиявшими на новое поколение славянофилов.
Кучкистов объединял комплекс идей:
-Идея народности. Народ — главная фигура истории, главная движущая сила. Однако под народом понимали только крестьянскую массу.
-Глинкианство как принципиальная позиция. Рассматривали себя как продолжатели Глинки во всех жанрах.
-Музыкально-практическая тенденция — фольклорный тематизм. В этомнаправлении идёт широкая методическая работа.
-Любовь к опере — ведущий жанр. Через оперу осуществлялось общение с массами, реализовывалась тенденция эпохи — поучать, проповедовать.
-В симфонической музыке — тяготение к программным одночастным либо сюитным произведениям.
-Отрицательное отношение к профессиональным музыкальным учебным заведениям, считали, что академическое образование вредит раскрытию индивидуальности.
Между кучкистами и Чайковским есть как общее, так и различное. Общим было стремление продолжать традиции Глинки, а также отношение к народной песне и народному творчеству в целом — понимание его огромного значения для развития русской профессиональной музыки. Но существовали различия в восприятии народной песни: кучкисты опирались на крестьянский фольклор, Чайковский — на городскую песню и бытовой романс. Также общим было использование в своём творчестве итальянской, испанской, восточной тематики. Различными были методы развития тематизма: у кучкистов вариационность, у Чайковского западноевропейское секвенцирование.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов произведений композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского.
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.