Баян и баянисты

27 июня 2025
6+
Бесплатно

История возникновения баяна

Мало кто знает, что прародителем баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн», далёкий предшественник гармоники, который появился в Китае более двух тысячелетий назад.

В Берлине в 1822 году Христиан Бушман изобрёл ручную гармонику, которая имелавсего 5 клавиш правой клавиатуры, левая клавиатура отсутствовала. В создании баяна в разное время приложили руку многие мастера.

Мастер из Чехии Фернандес Киршнер создал музыкальный инструмент, где звук появлялся из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой.

В Вене австриец Кирилл Демиан, произвел на свет первый прообраз баяна, который получил название — аккордеон. Инструмент включал в себя две независимые клавиатуры, между которыми располагались меха.

Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю.

В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов собрал музыкальный инструмент, который получил название «гармонь».

Затем в 1871 году тульский любитель-гармонист Николай Белобородов вместе с мастером Павлом Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.

Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г.Мирвальду.

Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.

В 1907 году мастер Петр Стерлигов изготовил сложный четырехрядный музыкальный инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре. Его назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Именно с этого времени в России начинается история развития современного баяна.

Возникают производства в Тульской, Вятской, Новгородской губерниях, позднее в Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Саратовской губерниях, в Петербурге и Казани.

Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений.

Он стал звучать на большинстве праздников. Баян становится во — истину народным, незаменимым.

В советское время начали появляться множество композиторов, которые писали произведения для баяна. В наше время с каждым днём появляется всё больше пьес, написанных для баяна.

3. Устройство баяна

Корпус баяна состоит из двух частей (правой и левой), которые соединены меховой камерой (мехом), он производится из бука или ели. Внешняя поверхность тщательно отполирована. На правом полукорпусе находится гриф с расположенной на нем клавиатурой для игры правой рукой. Наиболее распространены баяны, имеющие по три ряда на правой клавиатуре и количеством клавиш от 52 до 61.

На наружной стороне левого полукорпуса расположена клавиатура для левой руки с пятью или шестью рядами клавиш-кнопок. Их количество обычно 100-120. Сбоку полукорпуса имеется ремень для левой руки, выполняющий помимо игровой функции и функцию меховедения. Два плечевых ремня удерживают инструмент при игре. Основой звукообразования на баяне является колебание металлических язычков (голосов) под воздействием воздушной струи.

Для извлечения одного и того же звука на разжим и сжим меха необходимы два одинаковых язычка, прикрепленных с разных сторон двух одинаковых проемов в рамке. Рамки вместе с язычками называются планками.

4. Виды баянов

  1. ученические, оркестровые (имеют клавиатуру только с правой стороны),
  2. баяны с перевернутой клавиатурой (левая и правая стороны меняются местами),
  3. тембровые баяны (способны имитировать звуки некоторых духовых инструментов),
  4. кнопочные аккордеоны (аналог баяна, но с европейской раскладкой клавиатуры),
  5. цифровые баяны (цифровые технологии в традиционном корпусе).

На сегодняшний день в России самыми известными производителями являются Тульская гармонь, г. Киров и московская компания Юпитер. Из зарубежных брендов можно выделить такие фирмы: HOHNER, Weltmeister, Roland.

5. Значение и роль баяна в современной жизни

Ни один смотр музыкальной художественной самодеятельности не проходит без баянистов.

Без баяна нельзя себе представить ни праздника, ни свадьбы, ни проводов в армию. А хороший баянист — душа любой компании.

Ведь без этого душевного, певучего и заливистого инструмента не обходилось ни одно гуляние.

Большую роль сыграли гармонь и баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений.

Научиться играть на баяне можно в учебных заведениях, которых много в нашей стране.

В нашей стране и в Европе проходят конкурсы Баянистов. Среди них:

  • Международный конкурс "Виват, Баян!",
  • "Международный конкурс им. Гридина",
  • "Международный конкурс им. Белобородова",
  • Всероссийский конкурс им. Андреева.

Также ежегодно проводится Кубок мира для исполнителей на баяне и аккордеоне в разных странах. В 2016 году Кубок Мира прошел впервые в России в г. Ростове-на-Дону.

В 2023 году я был участником Всероссийского конкурса им. В.В. Андреева, в школьном и зональном этапе занял 1 место. На международном конкурсе юных талантов «Стать Звездой» получил Гран-при, а также являюсь трёхкратным стипендиатом губернатора Тверской области.

Я учусь играть на четырехрядном баяне. Для меня баян — является любимым музыкальным инструментом. Занимаясь по классу баяна, я нашел новых друзей. Выступления на сцене делают меня собраннее, организованнее, воспитывают силу духа. Сегодня я продемонстрирую вам, как красиво звучит баян и сыграю обработку Товпеко «Катюша» М.Блантера.

6. Заключение

В процессе исследовательской работы я узнал много нового, интересного и познавательного. Я изучил историю возникновения баяна. Он прошел большой путь к усовершенствованию, который продолжается и сейчас.

Цель работы достигнута: удалось изучить историю инструмента, я понял, что баян очень интересный музыкальный инструмент с красивым звучанием, который можно назвать уникальным.

В процессе работы подтвердилась гипотеза, что нет лучше музыкального инструмента, чем баян. Его заменить ничем нельзя

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события

Сведения предоставлены организацией МАУ «Межпоселенческий центр культуры, молодежной политики и спорта» Клявлинского района и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна