История возникновения баяна
Мало кто знает, что прародителем баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн», далёкий предшественник гармоники, который появился в Китае более двух тысячелетий назад.
В Берлине в 1822 году Христиан Бушман изобрёл ручную гармонику, которая имелавсего 5 клавиш правой клавиатуры, левая клавиатура отсутствовала. В создании баяна в разное время приложили руку многие мастера.
Мастер из Чехии Фернандес Киршнер создал музыкальный инструмент, где звук появлялся из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой.
В Вене австриец Кирилл Демиан, произвел на свет первый прообраз баяна, который получил название — аккордеон. Инструмент включал в себя две независимые клавиатуры, между которыми располагались меха.
Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю.
В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов собрал музыкальный инструмент, который получил название «гармонь».
Затем в 1871 году тульский любитель-гармонист Николай Белобородов вместе с мастером Павлом Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г.Мирвальду.
Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году мастер Петр Стерлигов изготовил сложный четырехрядный музыкальный инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре. Его назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Именно с этого времени в России начинается история развития современного баяна.
Возникают производства в Тульской, Вятской, Новгородской губерниях, позднее в Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Саратовской губерниях, в Петербурге и Казани.
Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений.
Он стал звучать на большинстве праздников. Баян становится во — истину народным, незаменимым.
В советское время начали появляться множество композиторов, которые писали произведения для баяна. В наше время с каждым днём появляется всё больше пьес, написанных для баяна.
3. Устройство баяна
Корпус баяна состоит из двух частей (правой и левой), которые соединены меховой камерой (мехом), он производится из бука или ели. Внешняя поверхность тщательно отполирована. На правом полукорпусе находится гриф с расположенной на нем клавиатурой для игры правой рукой. Наиболее распространены баяны, имеющие по три ряда на правой клавиатуре и количеством клавиш от 52 до 61.
На наружной стороне левого полукорпуса расположена клавиатура для левой руки с пятью или шестью рядами клавиш-кнопок. Их количество обычно 100-120. Сбоку полукорпуса имеется ремень для левой руки, выполняющий помимо игровой функции и функцию меховедения. Два плечевых ремня удерживают инструмент при игре. Основой звукообразования на баяне является колебание металлических язычков (голосов) под воздействием воздушной струи.
Для извлечения одного и того же звука на разжим и сжим меха необходимы два одинаковых язычка, прикрепленных с разных сторон двух одинаковых проемов в рамке. Рамки вместе с язычками называются планками.
4. Виды баянов
- ученические, оркестровые (имеют клавиатуру только с правой стороны),
- баяны с перевернутой клавиатурой (левая и правая стороны меняются местами),
- тембровые баяны (способны имитировать звуки некоторых духовых инструментов),
- кнопочные аккордеоны (аналог баяна, но с европейской раскладкой клавиатуры),
- цифровые баяны (цифровые технологии в традиционном корпусе).
На сегодняшний день в России самыми известными производителями являются Тульская гармонь, г. Киров и московская компания Юпитер. Из зарубежных брендов можно выделить такие фирмы: HOHNER, Weltmeister, Roland.
5. Значение и роль баяна в современной жизни
Ни один смотр музыкальной художественной самодеятельности не проходит без баянистов.
Без баяна нельзя себе представить ни праздника, ни свадьбы, ни проводов в армию. А хороший баянист — душа любой компании.
Ведь без этого душевного, певучего и заливистого инструмента не обходилось ни одно гуляние.
Большую роль сыграли гармонь и баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений.
Научиться играть на баяне можно в учебных заведениях, которых много в нашей стране.
В нашей стране и в Европе проходят конкурсы Баянистов. Среди них:
- Международный конкурс "Виват, Баян!",
- "Международный конкурс им. Гридина",
- "Международный конкурс им. Белобородова",
- Всероссийский конкурс им. Андреева.
Также ежегодно проводится Кубок мира для исполнителей на баяне и аккордеоне в разных странах. В 2016 году Кубок Мира прошел впервые в России в г. Ростове-на-Дону.
В 2023 году я был участником Всероссийского конкурса им. В.В. Андреева, в школьном и зональном этапе занял 1 место. На международном конкурсе юных талантов «Стать Звездой» получил Гран-при, а также являюсь трёхкратным стипендиатом губернатора Тверской области.
Я учусь играть на четырехрядном баяне. Для меня баян — является любимым музыкальным инструментом. Занимаясь по классу баяна, я нашел новых друзей. Выступления на сцене делают меня собраннее, организованнее, воспитывают силу духа. Сегодня я продемонстрирую вам, как красиво звучит баян и сыграю обработку Товпеко «Катюша» М.Блантера.
6. Заключение
В процессе исследовательской работы я узнал много нового, интересного и познавательного. Я изучил историю возникновения баяна. Он прошел большой путь к усовершенствованию, который продолжается и сейчас.
Цель работы достигнута: удалось изучить историю инструмента, я понял, что баян очень интересный музыкальный инструмент с красивым звучанием, который можно назвать уникальным.
В процессе работы подтвердилась гипотеза, что нет лучше музыкального инструмента, чем баян. Его заменить ничем нельзя
Сведения предоставлены организацией МАУ «Межпоселенческий центр культуры, молодежной политики и спорта» Клявлинского района и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.