Спектакль «Травиата»
Сюжет этой печальной истории принадлежит Александру Дюма-сыну, написавшему два произведения о «травиате» (traviata — падшая) Маргарите Готье, с реальным прототипом которой, Мари Дюплесси, он был знаком, — роман (1848) и драму (1852); оба под названием «Дама с камелиями», которые принесли автору известность. Ныне могилы писателя и Дюплесси находятся рядом на одном из парижских кладбищ и являются местом паломничества влюблённых, окруживших их таким же поклонением, как Ромео и Джульетту.
В «Травиате» Ф.М. Пиаве дал музыкальному театру современную хронику, а Верди создал совершенный образ главной героини, божественной, словно предназначенной воплотить всё очарование примадонн XIX века, а одновременно с этим — очень убедительный женский тип, какого больше не будет в операх композитора. Виолетта освещает всё действие и каждого персонажа, который в свою очередь призван осветить её.