Спектакль «Удерживая время»
Французский хореограф Рашид Урамдан не в первый раз работает в России — в 2010 году в рамках российско-европейского фестиваля «Интраданс» он поставил спектакль «Борщевик. A true story». Как и многие другие постановки Урамдана, спектакль был обращен непосредственно к индивидуальностям самих исполнителей, к их личному опыту, их отношению к окружающей действительности. Но в последние несколько лет наметилась новая линия в творчестве молодого хореографа — в некоторых недавних своих работах, например, в спектакле «Со всех сторон», сделанном для Балета Лиона, Урамдан работает с большим количеством исполнителей, выстраивая сложную многофигурную хореографию.
Новый спектакль «Удерживая время» в исполнении современной труппы театра «Балет Москва» тоже многолюден: четырнадцать танцовщиков, одетые в неброские костюмы зеленоватой гаммы, существуют под разнообразную музыку Жан-Батиста Жульена. Разбитый на две части, спектакль живет под сопровождение ксилофона, под дробь ударных, под звенящие ноты фортепиано и стилизованные звуки органа.
Спектакль, рисунок которого строится на ритмически повторяющихся движениях, на рефренности отдельных номеров, сфокусирован на феномене времени. Стремительность временного потока, скоротечность жизни, дискретность памяти, пытающейся зафиксировать моменты наиболее интенсивного проживания, находят в спектакле французского хореографа свое пластическое, почти механизированное, выражение.
Еще готовясь к новому спектаклю, Урамдан так объяснял свою методологию: «Я собираюсь предложить танцовщикам попробовать механику, раскрывающую новые возможности их тела, состоящую из ритмичных жестов, движений по принципу домино, следующих друг за другом как лавина, как цепная реакция». Целый вихрь синхронных жестов и па, отточенная механистичность танцовщиков, создающих на подмостках тщательно организованный хаос, по замыслу режиссера, заставляют задуматься, кто и как управляет сегодняшним миром, сегодняшним обществом, в котором все меняется столь стремительно.