Выставка «Театр П.И. Чайковского»
Театр Чайковского — это многогранное явление в мировой музыкальной и театральной культуре двух веков, галерея художественных образов, картин человеческих жизней, исторических полотен, на фоне которых складываются личные судьбы и драмы персонажей.
Театр Чайковского — это десять опер, три балета, музыка к двум драматическим спектаклям, отдельные номера, написанные для различных постановок Малого театра и ученических спектаклей в Московской консерватории. Это свыше двадцати оперных и балетных замыслов, которые остались неосуществленными и незавершенными.
Театр во всех его формах занимал в жизни Чайковского особое место, являясь предметом его живейшего интереса, доходящего, по его собственному признанию, до страсти. Фактически с 10-летнего возраста Чайковский был зрителем и слушателем российских и европейских театров, оставаясь до конца жизни страстным театралом.
В 14 лет Чайковский намеревался сочинить лирическую оперу «Гипербола», как указано на обложке сохранившегося либретто. Став профессиональным композитором, он почти каждый год задумывает или сочиняет оперу, настойчиво ищет подходящие сюжеты, внимательно изучает новинки в этом жанре. Начиная с первого года после окончания Петербургской консерватории, им сочинены оперы «Воевода» (1867-1868), «Ундина» (1869), «Опричник» (1870-1872), «Кузнец Вакула» (1874), его вторая редакция — «Черевички» (1885), «Евгений Онегин» (1877-1878), «Орлеанская дева» (1878-1879), «Мазепа» (1881-1883), «Чародейка» (1885-1887), «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891).
К жанру балета Чайковский обратился в 35-летнем возрасте, создав «Лебединое озеро», открывшее новую эпоху в истории мирового балетного театра. Через 14 лет появились с небольшим перерывом два других шедевра Чайковского: балеты «Спящая красавица» (1888-1889) и «Щелкунчик»(1891-1902).
В течение всей своей творческой жизни, хотя и с большими перерывами, Чайковский писал музыку и для драматического театра. Это были пьесы А.Н. Островского, П. Бомарше, У. Шекспира: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (до 1867), «Снегурочка» (1873), «Воевода. Сцены из народной жизни XVII века» (1886), «Севильский цирюльник» (1872), «Гамлет»(1891).
При жизни Чайковского два крупнейших театра Европы в Гамбурге и Праге с большим успехом поставили его оперы «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Пиковая даму», «Иоланта» и балет «Лебединое озеро» в сокращенном варианте.
Театр Чайковского в XX веке подарил миру ярчайшие образцы в сфере исполнительского искусства, хореографии, режиссерского, а также театрально-декорационного искусства. И этот процесс нескончаем.
Выставка представляет в хронологической последовательности все сочинения композитора, созданные для театра. Особое место уделено отечественным интерпретациям опер и балетов Чайковского.
На выставке экспонируются также эскизы декораций и костюмов к сценическим произведениям композитора, выполненные выдающимися театральными художниками, афиши и плакаты к спектаклям, а также театральные костюмы, в которых известные артисты создавали бессмертные образы героев опер и балетов Чайковского на сценах разных театров.