Опера «Сомнамбула»
«Сомнамбула» — единственная у Беллини опера semiseria (что, как известно, означает «наполовину всерьез»), если не считать оперу «Адельсон и Сальвини», его первую, еще консерваторскую работу. Здесь нет трагического финала, душераздирающих страстей и характеров эпического размаха. Но при всей простоте и даже схематичности буколического сюжета эта опера очень поэтична. «Сомнамбула» проникнута характерным для композитора лиризмом и, по выражению Дж. Верди, «чувством печали, ему одному присущим» — мимолетной грустью по уже ушедшему. Для идиллических героев с их чистыми, ясными чувствами Беллини написал самую светлую, самую безыскусную и чистую музыку — именно здесь невероятный мелодический дар композитора выразился в полной мере.
История постановок «Сомнамбулы» в Большом театре не велика — опера появлялась в репертуаре только четыре раза. Премьера предпоследней постановки «Сомнамбулы» состоялась в декабре 1891 г. (спектакль прошел лишь четыре раза и в январе 1892-го выпал из репертуара).
После столь продолжительного отсутствия «Сомнамбулу» в репертуар Большого вернул знаменитый итальянский режиссер и художник Пьер Луиджи Пицци, известный своими постановками барочной оперы и оперы бельканто.