Концерт «Солнечный Амадей»
Квартет №1 для фортепиано и струнных соль минор KV 478. Соната для скрипки и фортепиано ми минор KV 304. Квартет №2 для фортепиано и струнных ми-бемоль мажор KV 493. Фортепианные квартеты Вольфганга Амадея Моцарта не опираются на какую-либо традицию: Моцарт был среди первооткрывателей жанра. Судя по тому, что оба произведения — в трех частях, Моцарт представлял себе фортепианный квартет не как струнный квартет с заменой одного инструмента, а скорее как разновидность сонаты, обогащенную дополнительными голосами.
Квартет К. 478 соль минор был закончен в Вене 16 октября 1785 года. Первая часть выделяется преобладанием минора, который с новой силой утверждается в репризе и в мощной коде. Очаровательная вторая часть, напротив, ничем не омрачена. В финальном рондо звучат песенные темы, напоминающие о написанной позднее «Волшебной флейте», но изредка возникают и отзвуки бурной первой части.
Квартет К. 493 ми-бемоль мажор (завершен 3 июня 1786 года) — совершенно иной по замыслу. Торжественная главная тема, возможно, вспоминалась Гайдну, когда он почти десять лет спустя работал над своей последней фортепианной сонатой. Впрочем, эта грандиозная тема играет в первой части небольшую роль: и в разработке, и в коде главенство захватывает побочная тема. Вторая часть отличается изысканной гармонией и прихотливыми орнаментальными фигурами фортепиано. Финал открывается обманчиво простой темой, взятой Моцартом из его парижского балета «Безделушки». Однако дальнейшее его развитие столь интенсивно, что пьеса вырастает в подобие финала концерта для фортепиано с оркестром.
Скрипичная соната К. 304 ми минор вошла в сборник из шести сонат, выпущенный в 1778 году в Париже с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе. Сочинялись они в феврале 1778-го в Мангейме и в начале лета в Париже без всякого заказа с чьей-либо стороны.