Временная тематическая выставка «Мой адрес — Ялта»
«Участок куплен, купчая совершена, приступаем к постройке, и Маша уже чертит план», — пишет Чехов в письме своему брату Ивану 30 октября 1898 года. Так начался новый, последний этап жизни великого русского писателя.
Над проектом ялтинского дома Чехова работал молодой московский архитектор Лев Николаевич Шаповалов, с которым Антон Павлович познакомился здесь же в Ялте, в лавке книготорговца И.А. Синани. В своих воспоминаниях Лев Николаевич называл эту встречу с писателем кардинально изменившей всю его дальнейшую жизнь. Антон Павлович со свойственной ему чуткостью умел разглядеть талант в молодых людях, так что вероятно ничуть не сомневался, предлагая Шаповалову построить на купленном им участке небольшой дом.
«Белая дача» была первым проектом архитектора в Крыму и стала хорошим стартом для его успешной работы на этом полуострове еще течение пяти десятков лет. Главные требования заказчика: дом должен быть скромным, простым, уютным и удобным. По письмам Чехова легко проследить историю строительства этого дома. Из письма Марии Павловне от 15 ноября: «Вчера 14-го было у меня заседание насчет постройки (архитектор, подрядчик, Синани и я), сегодня были на месте, говорили, обсуждали, мерили; решено немедленно приступить к очистке колодезя, к земляным работам и подвозке материала».
Мария Павловна Чехова, несмотря на то, что тогда большую часть времени проводила в Москве, принимала активное участие в создании их нового дома
«Созидательная жизнь закипела в Ялте, и о Мелихове мы стали постепенно забывать», — так писала в своих воспоминаниях Мария Павловна.
Радушие чеховской семьи испытали многие известные и неизвестные люди. Благодаря Чехову «Белая дача», и Ялта в целом, стали своего рода «Меккой» для деятелей мировой культуры. Гости «Белой дачи» — Александр Куприн, Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Владимир Гиляровский, Иван Бунин.
Могло показаться, что со смертью Чехова закончилась и жизнь «Белой дачи», но благодаря усилиям Марии Павловны удалось сохранить и сам дом, и ту непередаваемую атмосферу, которая в нем царила.
После смерти писателя дом Чехова продолжали посещать друзья, почитатели его таланта. Мария Павловна сделала всё, чтобы сохранить комнаты брата в неприкосновенности.