Шахматные правила рокировки
Шахматные правила рокировки
Всегда помните об этих пяти правилах. Вы не можете рокироваться, если:
- Вы уже сделали ход своим королём или задействованной ладьёй.
- Король находится по шахом.
- При рокировке вам нужно поставить своего короля под шах.
- При рокировке король проходит атакованное поле.
- Есть фигуры между королём и задействованной ладьёй.
Стратегия рокировки
В дебюте этот ход очень важен. Она выполняет две важные цели:
- Перемещает короля в более безопасную позицию, подальше от середины доски.
- Перемещает ладью на «активную» позицию в центре. Этим ходом можно поставить королю соперника «мат».
Обычно лучше выбирать рокировку на королевский фланг, потому что она удерживает короля на более безопасном расстоянии. Король остаётся ближе к краю доски, а все остальные пешки будут стоять ближе к королю, в ряд, защищая короля от атак.
Однако при рокировке на ферзевый фланг король располагается ближе к центру доски, и пешка на вертикали «а» не защищена. Из-за этого короля часто ставят на линию «b», чтобы он мог защитить пешку «а».
Во время всего этого процесса, когда король будет отходить от центра доски, у соперника будет дополнительное время подготовить атаку. Кроме того, рокировка на ферзевый фланг потребует ухода и ферзя. Рокировка на ферзевый фланг займёт больше времени.
С другой стороны, рокировка на ферзевый фланг также имеет преимущества. Она эффективно помещает ладью в центральную линию «d» доски. В шахматах оба игрока чаще выбирают рокировку на королевский, а не на ферзевый фланг. Однако бывают случаи, когда один игрок выбирает рокировку на королевский фланг, а другой выбирает рокировку на ферзевый фланг, это называют «разносторонние рокировки» или «рокировки на разные фланги».
При такой стратегии рокировки игры обычно заканчиваются ожесточённой борьбой между двумя игроками, поскольку пешки обоих игроков могут двигаться вперёд и атаковать короля противника. Пример такой ситуации — Вариант Дракона в Сицилианской защите и Югославская атака.
Разносторонние Рокировки: Сицилианский Дракон против Югославской Атаки
Исходная позиция Югославской Атаки
В этой позиции оба игрока рокировали на противоположные стороны доски. В такой игре будет жестокая битва. Белые намерены вскрыть вертикаль h манёвром h2-h4-h5 при поддержке g4 и атаковать короля чёрных. Они также попытаются разменять основных защитников чёрных на королевском фланге, таких как конь на f6 и слон на g7, обычно путём Nd5 и Bh6 соответственно.
С другой стороны, чёрные имеют хорошую контригру на ферзевом фланге и надеются сыграть такие ходы, как …Ra8-c8, …Ne5-c4, …b7-b5 и …Qd8-a5. В некоторых вариантах чёрные могут пожертвовать ладью за коня на c3, чтобы разрушить пешечное прикрытие короля и создать слабые места.
Приведём наглядный пример этого устрашающего дебюта.
Поделиться… Оформление… Повернуть доскуНастройкиMoveNResultEloPlayers1.e41 121 40954%2422---1.d4915 92255%2435---1.Nf3270 58256%2441---1.c4175 98356%2443---1.g319 35056%2427---1.b313 44954%2426---1.f45 70347%2377---1.Nc33 53650%2385---1.b41 65448%2377---1.a31 08553%2400---1.e31 01848%2408---1.d390350%2378---1.g462946%2360---1.h440152%2372---1.c336451%2418---1.h321856%2409---1.f38247%2435---1.a48258%2482---1.Nh38066%2500---1.Na33559%2475----Правила рокировки в шахматах1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0 Белые надеются выиграть время для атаки на королевском фланге, отложив или пропустив развитие слона на c4. Если черные просто развиваются как обычно, это дополнительное время может быть очень выгодно для белых. d5 Это позволяет последний ход белых. Сейчас в центре есть размены. 10.exd5 Nxd5 11.Nxc6 bxc6 12.Bd4 Позиционный подход, предлагающий размен чернопольных слонов.Белые могут выиграть пешку ходом 12.Nxd5 cxd5 13.Qxd5 , но после Qc7 открытые линии на ферзевом фланге дают черным много шансов для атаки. Обратите внимание на 14.Qxa8 Bf5! выигрывате ферзя. После 15.Qxf8+ Kxf8 У черных по-прежнему сильная атака. 12…e5 13.Bc5 Be6 Еще одна типовая жертва качества в Драконе. 14.Ne4После 14.Bxf8 Qxf8 Большинство экспертов сходятся во мнении, что атакующие шансы черных и контроль черных полей более чем компенсируют небольшой материальный дефицит. Обратите внимание, что черные уже угрожают …Bh6, с выигрышем ферзя. 14…Re8 15.g4 h6 16.h4 a5 17.a4 Qc7 18.Bc4 Red8 19.Qf2 Qb7 20.b3 Игра здесь медленнее, чем в других варианта Югославской атаки, так как и королевский, и ферзевый фланги частично заблокированы. Nf4 21.Bxe6 Nxe6 22.Rxd8+ Rxd8 23.Bb6 Ra8 24.Rd1 Nd4 25.Bc5 Qd7
- Запустить движок для анализа:
- Попробуйте максимально увеличить доску:
- Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
- Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
- Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBRes--
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0
Белые надеются выиграть время для атаки на королевском фланге, отложив или исключив развитие слона на c4. Если чёрные просто будут развиваться как обычно, это дополнительное время может быть очень выгодно белым. 9…d5?! Это то, что позволяет последний ход белых. Сейчас в центре будут размены 10.exd5 Nxd5 11.Nxc6 bxc6 12.Bd4
Позиционный подход, предлагающий размен чернопольных слонов. Белые могут выиграть пешку ходом 12.Nxd5 cxd5 13.Qxd5, но после 13…Qc7 открытые линии на ферзевом фланге дают чёрным немалые шансы для атаки.
Обратите внимание на 14.Qxa8 Bf5! с выигрышем ферзя. После 15.Qxf8 + Kxf8. У чёрных по-прежнему сильная атака.
12…e5 13.Bc5 Be6! Ещё одна типовая жертва качества в Драконе.
14.Ne4!
После 14.Bxf8 Qxf8 большинство экспертов сходятся во мнении, что атакующие шансы чёрных и контроль чёрных полей с лихвой компенсируют небольшой материальный дефицит. Обратите внимание, чёрные уже угрожают …Bh6, чтобы связать белого ферзя. Действительно, эксперт по Дракону и гроссмейстер Эдуард Гуфельд не раз выигрывал такие позиции!
ПРИМЕЧАНИЕ: Жертва качества очень распространена в Югославской атаке.
14…Re8 15.g4 h6 16.h4 a5 17.g5 h5 18.a4 Qc7 19.Bc4 Red8 20.Qf2 Qb7 21.g5
Игра здесь медленнее, чем в других играх Югославской Атаки, так как и королевский, и ферзевый фланги частично заблокированы.
21…Nf4 22.Bxe6 Nxe6 23.Rxd8+! Rxd8 24.Bb6 Ra8 25.Rd1 Nd4 26.Bc5 Qd7
Важность рокировки в шахматах
Шахматные ходы в целом можно рассматривать с динамической или позиционной точки зрения, в зависимости от того, являются ли они частью комбинации или какой-то статической особенностью. Рокировка, без сомнений, сильно увеличивает динамический потенциал позиции. Сразу после рокировки игрок получает целый ряд возможностей, которых у него раньше не было.
- Она усиливает влияние ладьи
- Освобождает поле e1 для возможной атаки по линии «е».
- Устанавливает связь между ладьями, в результате чего они прикрывают друг друга и могут объединяться для совместной атаки.
С другой стороны, рокировка — это позиционный ход, который обеспечивает определённый элемент постоянства в позиции. Поскольку он уникален и необратим, его можно провести только один раз за игру, а это означает, что король, как правило, остаётся на стороне, на которую он рокировался.
В особых случаях он может перемещаться с большей или меньшей степенью сложности из позиции рокировки в различные части доски.
Таким образом, рокировка является относительно безвозвратной (в отличие от хода пешкой, который абсолютно безвозвратный). Но с практической точки зрения положение короля после рокировки, по крайней мере до начала эндшпиля, определённо является постоянным позиционным признаком.
Перед рокировкой у короля есть три возможных варианта действий:
- Оставаться в середине доски
- Рокировать на королевский фланг или
- Рокировать на ферзевый фланг
После рокировки у него больше нет выбора. Теперь у короля будет определённое убежище, постоянный адрес; факт, который противник, естественно, принимает во внимание.
Без сомнения, здесь он находится в большей безопасности от атаки, но в то же время он позиционно привязан к одной конкретной области доски, поэтому несомненные преимущества рокировки компенсируются определёнными недостатками.
Искусственная рокировка
В шахматах есть термин «искусственная рокировка», который подразумевает, что игрок создаёт позицию, аналогичную или аналогичную той, которая могла быть достигнута после настоящей рокировки. Это достигается не одной рокировкой, а серией ходов короля и ладьи.
Вот наглядный пример искусственной рокировки.
Поделиться… Оформление… Повернуть доскуНастройкиMoveNResultEloPlayersСделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу-Правила рокировки в шахматах: Искусствен1…Nxe4 2.Bxf7+ Kxf7 3.Nxe4 d5 4.Ng3 Rf8 5.d3 Kg8 Черные успешно провели искусственную рокировку, несмотря на сомнительную атаку белых. Здесь черные даже кажутся лучше из-за контроля центра и открытой линии "f".
- Запустить движок для анализа:
- Попробуйте максимально увеличить доску:
- Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
- Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
- Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBRes--
Чёрные ходят сыграть 1…Nxe4. Лучшим вариантом для белых было 2.Nxe4 d5 3.Bd3 dxe4 4.Bxe4, и в этом случае перспективы остались равными.
Однако, прежде чем взять коня на е4, белые решили использовать своего слона, чтобы помешать сопернику рокироваться, идея, которая в данной позиции ошибочна.
2.Bxf7 + Kxf7 3.Nxe4
На первый взгляд, план белых кажется успешным, поскольку он не только поддерживает материальный баланс, но и препятствует рокировке чёрных.
Однако дальнейшая игра показывает, что чёрные могут без труда провести «искусственную рокировку» и явно выиграть от этого, что у них останутся сильные пешки в центре.
3…d5 4.Ng3 Rf8 5.d3 Kg8
Теперь превосходство позиции чёрных совершенно очевидно, и легко оценить роль «искусственной рокировки». Здесь чёрные потратили на это три хода, но белые не извлекли из этого преимущества, поскольку они сделали три хода ещё меньшей ценности.
Правильный момент для рокировки
Новичкам часто рекомендуется делать рокировку как можно быстрее. В большинстве случаев это полезный и разумный совет. Конечно, менее опытные игроки очень часто нарушают это общее правило, без надобности откладывая рокировку и в результате внезапно оказываются в неловкой ситуации, когда рокироваться уже слишком поздно.
Общее правило, согласно которому следует рокироваться как можно скорее, вполне уместно, хотя следует сразу подчеркнуть, что из него также есть много исключений. Любой опытный шахматист хорошо знаком с конкретными ситуациями, когда рокировку следует отложить или когда в этом нет необходимости.
Отложенная рокировка
Есть пять случаев, когда рокировку можно отложить:
- Некоторые другие действия более полезны
- Позиция пока опасна для рокировки.
- Игрок хочет сделать рокировку на другую сторону и ему нужно время, чтобы её подготовить.
- Когда центр навсегда заблокирован
- Когда эндшпиль уже не за горами
1. Рокировка откладывается или не проводится, потому что некоторые другие действия более полезны.
Некоторые полезные действия, откладывающие рокировку, могут включать:
- Взятие фигуры соперника
- Порча своего положения
- Прогнозируемая атака
Если такая атака достаточно сильна и прибыльна, нападающий часто никогда не рокируется, потому что он побеждает первым.
2. Рокировка откладывается, потому что пока она ещё опасна. Лучше подготовить её, сначала устранив опасность, например, разменять угрожающие фигуры соперника, или каким-либо другим манёвром.
Вот пример опасности слишком ранней рокировки в хорошо известной Итальянской партии
Поделиться… Оформление… Повернуть доскуНастройкиMoveNResultEloPlayersСделайте ход и смотрите здесь Онлайн-книгу-Ранняя рокировка1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.d3 Nf6 5.Bg5 h6 6.Bh4 d6 7.0-0 g5 8.Bg3 h5 9.Nxg5 h4!
- Запустить движок для анализа:
- Попробуйте максимально увеличить доску:
- Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
- Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
- Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBRes--
На данный момент рокировка преждевременна и неверна. Есть опасность, что чёрные ответят …g5 с последующей пешечной атакой на позицию рокировки белых. В первую очередь следует предотвратить эту опасность. 7.Nc3 — ход в этом направлении. Если чёрные продолжат 7…0-0? 8.Nd5 g5, тогда белые могут ответить 9.Nxg5! Nxd5 10.Qh5 hxg5 11.Bxg5 с подавляющей атакой.
Более того, если чёрные ответят на 7.Nc3 ходом 7…g5 8.Bg3, а затем …Bg4 или …h5?! , Ситуация менее опасна, поскольку белые ещё не рокировались и поэтому могут подготовиться к рокировке на ферзевом фланге, которому ничто не угрожает.
7…g5 8.Bg3 h5! 9.Nxg5 h4!
Чёрные не беспокоятся о последствиях Nxf7, но последовательно продолжают атаку. Фактически они отдают ферзя за слона на g3. Это плохой размен, если белые не рокированы, но против рокировавшего короля эта атака очень мощная.
10.Nxf7 hxg3 11.Nxd8 Bg4 12.Nf7 Rxh2! 13.Qd2 Nd4 14.Nc3 Nf3+ 15.gxf3 Bxf3 16.Qh6 Rg2+ 17.Kh1 Rxf2 18.Kg1 Rg2+ 19.Kh1 Rg1#.
3. Игрок не делает рокировку сразу, потому что он хочет рокировать на другую сторону и должен её подготовить.
В качестве альтернативы он задерживает рокировку, пока соперник не сделает свою рокировку и только после этого решает, куда рокироваться.
Если он нацелен на атаку, он может решить сделать рокировку на противоположную сторону по отношению к своему сопернику.
Если он нацелен на предотвращение атаки, то он, скорее всего, сделает рокировку на ту же сторону, что и его соперник.
Примеров такой пауз перед рокировкой в партиях мастеров немало. Предполагается, конечно, что эта пауза, конечно, не влечёт за собой никаких опасностей. В открытых позициях такие опасности встречаются чаще, чем в закрытых.
Ниже пример паузы перед рокировкой.
Сейчас ход белых, и они могут, если захотят, немедленно сделать короткую рокировку. Но они считают так: после 1.0-0 чёрные сыграют …0-0, и как тогда я могу их атаковать? Сами по себе фигуры ничего не могут добиться в этой заблокированной позиции. h3 и g4 по-прежнему нужно играть, и их нужно готовить с помощью Qd2. А пока чёрные укрепят свою позицию на королевском фланге с помощью g6 и Rf8-f7-g7, после чего атака потеряет силу.
Без сомнений для атаки, основанной на g4, белый король плохо расположен на g1, и для этого лучше рокироваться на ферзевый фланг, а затем разместить ладьи на линиях g и h. Однако, если белые выберут 1.Qd2, а затем 2.0-0-0, чёрные могут сыграть 2…0-0-0, где атака с g4 уже не имеет смысла. Белым придётся поспешно сыграть b4, и в этом случае быстро станет видно, что их король плохо расположен на c1. Следовательно, они должны отложить рокировку и подождать.
Поэтому белые играют 1.Qe2, и если 1…0-0, то 2.0-0-0, а если 1…0-0-0, то 2.0-0. Они рокируют на противоположную сторону от чёрных, чтобы получить максимальную свободу для проведения атаки.
4. Рокировку можно отложить и, возможно, навсегда забыть в определённых позициях, где центр заблокирован навсегда.
Причина откладывания рокировки в таких позициях, конечно же, состоит в том, что пешки создают препятствие в центре, что делает невозможным открытие центральных вертикалей и диагоналей без болезненных жертв.
Когда центр заблокирован, королям также безопаснее находиться посередине, по крайней мере, на некоторое время. В этом случае логичнее проводить атаку на разблокированных флангах, и бывают случаи, когда король более уязвим, находясь в позиции рокировки на фланге, чем в середине, где он защищён заблокированными пешками.
Здесь, если белые сыграют 1.Qe2, лучшим ответом чёрных также будет отсрочка рокировки, например, 1…a6 или 1…Nd8. Отсрочка рокировки в этой позиции возможна для обеих сторон, и по вполне очевидной причине — ярко выраженная блокада в центре.
Атака возможна только на флангах, поэтому короли в данный момент находятся в относительной безопасности в середине. Игра с этой позиции может развиваться следующим образом
1.Qe2 Nd8 2.h3 Nf7 3.Qd2 0-0-0
Теперь рокировка на ферзевом фланге для чёрных менее опасна. Если белые сыграют 4.0-0, чёрные отвечают 4…Rdg8, угрожая …g5, а после 4.0-0-0 опасность атаки на фланге исчезает, и чёрные могут расслабиться.
В этом случае предварительная схватка фактически закончилась рокировкой, но есть заблокированные позиции, где рокировка вообще не происходит, а короли постоянно остаются в середине. Даже в вышеупомянутой позиции у белых есть альтернатива — не рокировать и вместо этого скоординировать ладьи путём Kf2. Позже они могут даже поднять своего короля на е3.
5. Рокировка не нужна, потому что эндшпиль уже не за горами, и в этом случае король хорошо расположен в середине доски.
Такие случаи тоже не редкость в профессиональных шахматах. В этой позиции белый король теряет право рокировки в результате размена ферзей.
Поделиться… Оформление… Повернуть доскуНастройкиMoveNResultEloPlayers1.e41 121 40954%2422---1.d4915 92255%2435---1.Nf3270 58256%2441---1.c4175 98356%2443---1.g319 35056%2427---1.b313 44954%2426---1.f45 70347%2377---1.Nc33 53650%2385---1.b41 65448%2377---1.a31 08553%2400---1.e31 01848%2408---1.d390350%2378---1.g462946%2360---1.h440152%2372---1.c336451%2418---1.h321856%2409---1.f38247%2435---1.a48258%2482---1.Nh38066%2500---1.Na33559%2475----Правила рокировки в шахматах1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nc3 Nf6 4.Bg5 Nbd7 5.e3 Be7 6.Nf3 0-0 7.Rc1 c6 8.Bd3 dxc4 9.Bxc4 Nd5
- Запустить движок для анализа:
- Попробуйте максимально увеличить доску:
- Используйте четыре клавиши курсора, чтобы просмотреть игру. Делайте ходы, чтобы проанализировать себя.
- Нажмите Ctrl-B, чтобы повернуть доску.
- Переносите разделительные полосы между оконными панелями.
WhiteEloWBlackEloBRes--
Освободительный манёвр Капабланки в Ортодоксальной защите Ферзевого гамбита.
10.Bxe7 Qxe7 11.Ne4 Qb4+ 12.Qd2 Qxd2+ 13.Kxd2.
Этот вариант был сыгран в ряде партий матча на первенство мира по шахматам 1927 года между Капабланкой и Алехиным. Белых не волнует рокировка, так как позиция приближается к эндшпилю, а король находится в довольно безопасном положении в середине доски.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.