Чувашская вышивка в костюме

Событие завершилось
18+

В культуре чувашского народа вышивка занимает особое место. В музеях Чувашской РеспубликиСанкт-ПетербургаМосквыКазаниСаратоваСамарыУфы сохранились удивительно яркие и изящно вышитые шелковыми нитками образцы деталей народного костюма.По технике исполнения чувашская вышивка счетная, то есть выполняется по счету нитей холста, поэтому все узоры получаются геометрической формы.В чувашском орнаменте нашли отражение почти все его виды: геометрический, растительный, зооморфный и орнитоморфный.В XVIII–XIX веках вышивка была не только украшением — она исполняла роль оберега. Ею украшали наиболее «опасные» открытые места в костюме: ворот и горловину, концы рукавов и подол рубахи. Также обильно орнаментировали грудную и спинную части, так как нужно было оберегать жизненно важные органы человека.В то же время вышивка служила половозрастным отличительным признаком. Девичий и женский костюмы отличались не только по набору украшений и головных уборов, но и орнаментом.Так, на грудной части девичьих рубах ромбовидные и треугольные кумачовые нашивки, обрамленные мелкой вышивкой, присутствовали исключительно с левой стороны, а справа нашивали прямую полосу. По мифологическим воззрениям чувашей, правая сторона считалась мужской, а левая — женской, и поэтому на этой половине располагали значимые символы.Рубаху с девичьими знаками носили до замужества. Во время свадьбы, на третий день, совершали обряд смены девичьего наряда на женский (сурпансырни). Вместе с головными уборами и повязками меняли и рубаху. Таким образом, невестка начинала носить нательную одежду, украшенную другими символами, узорами кĕскĕ, что в переводе на русский язык означает «солнце».В чувашском женском костюме нагрудные знаки занимают особое место. Их вышивали всегда парными. Они были призваны защищать и оберегать грудь женщины.Композиция нагрудных узоров кĕскĕ строится из четырех лучей, перекрещивающихся в центре крестообразно. Прямые полосы, тянущиеся во все четыре стороны, почти на всех образцах оформлены в виде древа (или же колоса, столба). По их сторонам располагаются мотивы животных и птиц. К сожалению, на многих вещах они сильно стилизованы, и трудно различить определенные фигуры. По мнению исследователей, на срединной части чувашской рубахи, от шеи до талии, никогда не изображали животных, олицетворяющих подземный мир.Нагрудные вышитые звезды таят в себе много загадок. Они были как родовые тамгические знаки-печати, передающиеся из поколения в поколение по женской линии. В то же время в них скрыта мифология и история чувашского народа.Этнографы советского периода (П. Денисов, И. Коев) доказали, что узоры кĕскĕ имеют параллели с болгарскими розетками. Дунайские болгарские женщины, также как и чувашские, носили рубахи с парными нагрудными вышитыми медальонами. Сходные элементы отмечаются не только в мотивах и композиции, но и в технике исполнения: оба народа их вышивали односторонним косым швом по предварительно нанесенному контурному стежку.Чувашских девочек с малых лет приучали к рукоделию. Лет в семь-восемь они уже умели вышивать самые простые линейные швы. Постепенно осваивая новые приемы и стежки, к 18 годам они уже подготавливали себе приданое. Каждая девушка понимала, что не лицом нужно быть пригожей, а рукоделием. Именно по вышивке ценили в старину чувашскую невесту. В одной легенде описан такой случай: «На одной шумной свадьбе кто-то сказал, что невеста не умеет вышивать. Она не растерялась, попросила дать нитку, иголку и холст. Девушка вышила прекрасный узор, похожий на лошадиные подковы. Кроме того, они были с двух сторон одинаковыми. Никто в округе не знал этот шов. Те, которые завидовали и сами не умели вышивать, назвали его ухмахтĕрĕ («дурацкий шов»). Те, которые восхищались и хвалили невесту, назвали çынпĕлмитĕрĕ («мудреный шов»)». До сих пор у этого необычного шва два названия. Он считается одним из самых трудоемких, так как за один прием вышивается с двух сторон одинаково.Девушки заранее готовили много вышитых рубах (кĕпе), головных повязок (сурпан, пуçтутри, чалма, масмак), поясных подвесок (сарă, яркăч, кут чалми), свадебное покрывало (пĕркенчĕк), обрядовые платки (кĕрÿтутри).Особенно изящными и мастерски выполненными считаются покрывало невесты и жениховый платок. Их готовили из белого льняного холста и орнаментировали двусторонними швами (йĕпкĕн, исма, чăрмалла).

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна