Фестиваль Владимира Спивакова: день второй

Событие завершилось
6+

Прямая трансляция из Большого зала Пермской Краевой филармонии

Фестивальный вечер посвящён двум гениям эпохи барокко: Иоганну Себастьяну Баху и Георгу Фридриху Генделю.

Прозвучит музыка, которая покоряет своим величием, удивляет неисчерпаемой фантазией, вдохновляет красотой и совершенством.
На сцене Большого концертного зала Пермской филармонии — Национальный филармонический оркестр России под управлением главного дирижёра, народного артиста СССР Владимира Спивакова и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель — народный артист России Лев Конторович).

Солисты — мастер художественного слова, народный артист России Виктор Вержбицкий и приглашенный солист Большого театра России, лауреат международных конкурсов, бас-баритон Игорь Подоплелов.

В программе концерта — Сюита № 3 для оркестра Ре мажор Баха и музыкально-литературная композиция «Воскресение Генделя» по одноименной новелле Стефана Цвейга и фрагментам оратории Генделя «Мессия».

Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель — великие композиторы великой музыкальной эпохи, создавшие восхитительные шедевры, стоящие над временем. Они родились в одном году (1685), но судьбы их сложились по-разному. Бах за всю жизнь так и не покинул пределов Германии, служил большей частью церковным органистом, и обрел мировую славу только через 100 лет после смерти. А рожденный в Германии Гендель объехал полмира, истинного успеха достиг в туманном Альбионе и солнечной Италии, ещё при жизни ему был поставлен памятник в Лондоне.

Концертный вечер начнётся с исполнения Сюиты № 3 для оркестра Ре мажор Иоганна Себастьяна Баха. Жанр сюиты появился задолго до рождения Баха. Полифоническое мышление композитора позволило довести этот жанр до совершенства. Все его оркестровые сюиты традиционно состоят из французских танцев. Благодаря Баху бытовые танцы, входившие в состав цикла, стали носить одухотворённую поэтическую окраску. В «Оркестровой сюите» № 3 Ре мажор пять частей: Увертюра, Ария, Гавоты 1-й и 2-й, Бурре, Жига. Бах задействовал в этой сюите музыкальный состав из трёх труб, двух гобоев, литавр, струнных (две скрипки и альт) и баса континуо; однако во 2-й части — в проникновенно-лирической «Арии» играют только струнные и континуо. Это единственный номер сюиты, где все остальные инструменты молчат. Знаменитую «Арию» по праву можно назвать настоящим бриллиантом; вряд ли сегодня найдется более известное и прекрасное произведение для струнных инструментов, созданное в эпоху барокко. Если ангелы на небесах играют музыку, то в их репертуаре обязательно есть эта неземная божественная мелодия.

От стихии Баха — к стихии Генделя. Оратории Генделя, грандиозные по масштабам, демократические по музыкальному языку, принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко. «Мессия» (её также называют «Рождественская») — самая известная оратория Генделя, она рассказывает о волхвах, пришедших с дарами к Младенцу. Это одно из самых ярких и радостных произведений: всё, что гнетёт человека, все страдания и горести — отнесено в нём на второй план, а всё, что радует и даёт человеку надежду на любовь и счастье — показано крупно, многообразно и убедительно.

Вершина «Мессии» — знаменитый хор «Аллилуйя», завершающий 2-ю часть трёхчастной оратории. В Англии его слушают стоя, как чтение Евангелия в церкви. Известно, что, когда Гендель сочинял «Мессию», его часто заставали плачущим за столом, настолько композитора очаровывала красота музыки, выходившей из-под его пера. Позже Генделя наградили возвышенным эпитетом — «творец Мессии», а для многих поколений «Мессия» стала синонимом Генделя.

Музыка из оратории «Мессия» прозвучит в композиции «Воскресение Генделя» по одноименной новелле С. Цвейга (перевод Алексея Парина).

В «Воскресении Генделя» известный австрийский писатель Стефан Цвейг описывает кризисный момент в творчестве гения эпохи барокко, интерпретируя подлинные события с незаурядным темпераментом и художественными подробностями. Новелла «Воскресение Генделя» — это повествование о всепобеждающей силе таланта.

Автор музыкально-литературной композиции Владимир Спиваков: «По версии Цвейга, Генделя разбил инсульт, парализовав всю правую сторону, лишив его возможности писать, играть на клавесине и органе. Его поместили в прославленную клинику в Аахене, где врачи рекомендовали ему лежать в ванне с теплой минеральной водой по двадцать минут каждый день. Но Гендель так страстно желал вылечиться, чтобы вновь сесть к инструменту, что довел лечебные ванны до девяти часов лежания. Однажды он зашёл в местную церковь, поднялся наверх, где находилась клавиатура органа, сел и поставил пальцы на клавиатуру… И вдруг — чудо! — он неожиданно обнаружил, что его правая рука вновь способна играть. Вот тогда, не верящий в Бога композитор уверовал, приняв исцеление за дар, посланный ему Господом. Этот религиозный экстаз подви́г Генделя на написание оратории „Мессия“, за которую он никогда не брал денег».

Национальный филармонический оркестр России под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова в 2023 году отметил своё 20-летие. С момента основания оркестра его возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер, народный артист СССР Владимир Спиваков. В 2006 году за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» Владимир Спиваков был признан «Артистом мира ЮНЕСКО», а в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Национальный филармонический оркестр России завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Оркестр неоднократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Высочайшая культура исполнения, неординарные программы и безупречный выбор солистов — все эти качества отличают маэстро Спивакова и созданный им коллектив.

Академический большой хор был создан в 1928 году. С 2005 года хором руководит народный артист России, профессор Лев Конторович. Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу радио «Орфей» в 2005 году как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Во время концертов Хор с блеском демонстрирует гибкость и непревзойденное чувство стиля. Важнейшее место в репертуаре хора занимает русская духовная музыка. Коллектив Льва Конторовича является бессменным участником Рождественского фестиваля духовной музыки, который ежегодного организует маэстро Спиваков. Записи коллектива звучат в эфире радио «Орфей». Академический большой хор «Мастера хорового пения» удостоен самых высоких наград в России и за рубежом.

Виктор Вержбицкий — народный артист России и заслуженный артист Узбекистана. Окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Островского. С 2014 года служит в легендарном «Ленкоме» Марка Захарова. Широкой публике больше известен по работе в кино. Снимался как в полнометражных фильмах («Ночной дозор», «Черная молния», «Турецкий гамбит»), так и в многочисленных сериалах («Гибель империи», «Девять неизвестных» и др.). Самая «звёздная» кинороль Вержбицкого — предводитель тёмных сил Завулона в мистическом триллере Тимура Бекмамбетова. «Раньше хотелось играть, конечно, главные роли. Потом пришло ощущение, что главное — это не размер роли, а талантливое произведение, в котором ты участвуешь», — так обозначает Виктор Вержбицкий своё творческое кредо.

Игорь Подоплелов — бас-баритон. Окончил Московский областной музыкальный колледж имени А.Н. Скрябина и Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «музыкально-театральное искусство». Лауреат Всероссийского конкурса «Серебряный голос» (II премия, 2015) и Международного музыкального конкурса-фестиваля Opera Bella (2021). Гран-при I Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Федора Шаляпина (октябрь, 2023, Санкт-Петербург). В 2019–2021 гг. — стажер оперной труппы Большого театра России, в настоящее время — приглашенный солист ГАБТа, где в его репертуар вошли партии Энея («Дидона и Эней» Пёрселла), Шонара («Богема» Пуччини), Сильвано («Бал-маскарад» Верди), Лебедева («Идиот» Вайнберга), Фиорелло («Севильский цирюльник» Россини) и другие. В апреле 2023 года исполнил заглавную партию на премьере оперы «Летучий голландец» Вагнера в Пермском театре оперы и балета имени П.И. Чайковского (дирижер — Филипп Чижевский, режиссер — Константин Богомолов).

 

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «Кудымкарская детская школа искусств имени А. И. Клещина» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна