Первые шаги в обучении пению

Событие завершилось
6+

Человек 6-7 лет открыт для мира, для любой деятельности. Он впитывает в себя все интересное, новое, он еще полностью доверяет взрослым и хочет у них учиться всему на свете. Надо только суметь использовать эту готовность. В работе с малышами есть два взаимосвязанных пути — игра и сказка. Об этом уже много сказано и написано. Только как же трудно учителю реально, практически играть с детьми каждый день, каждый урок, сохраняя непринужденность, увлеченность и радость! Каждая встреча с музыкой должна приносить детям радость.

Предлагаю начинать первое занятие с незатейливой сказки о фее Музыке и великане Шуме. В классе висят аппликации на ткани — два гнома, играющие на дудочках. Эти аппликации сделаны руками детей. Это два помощника королевы Музыки — Танец и Марш. Они помогают нам войти в мир музыкальной игры, становясь ее участниками: охраняют класс от великана Шума, слушают нас, помогают решить наши музыкальные проблемы, а иногда сердятся на нерадивых.

Первое в жизни музыкальное задание — учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на рояле один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут его слышать. Сначала получается не у всех, потом все лучше, лучше… И вот уже в классе стоит та удивительно напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! Глаза малышей горят. Еще раз слушаем, а теперь тихонько, вместе с учителем попробуем пропеть этот звук («а»), как бы продолжая звучание рояля. Красиво получилось не у всех — это заметили дети. Значит, надо поучиться. Начинаем с освоения певческой установки. Сели на стул так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидим как бы на половине стула. Спина прямая, руки мягко и спокойно лежат на коленях. Голова не опущена и не поднята вверх. Учитель садится перед классом, все показывает, потом идет по классу, исправляя ошибки в посадке. Важно, чтобы ребята не перенапрягались от старания сидеть прямо. Полезно сделать два-три мягких, плавных движения руками. Объяснить значение дирижерского жеста, необходимость внимания к руке учителя. Разомкнуть зубки, опустить подбородок, проверить указательными пальчиками обеих рук, есть ли дырочки в щечках между зубами, чуть приоткрыть губы. Дальше игра. Представим, что в руках у каждого из нас роза. Вдруг на наших глазах роза раскрывается и становится пышной и большой. Мы удивляемся вместе со взмахом руки учителя и тихо говорим: «Ах!» Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и… поем звуки фа, соль первой октавы на гласный «а». Надо тщательно следить, чтобы учащиеся не перенапрягались, не набирали много воздуха, ведь роза очень нежная. Можно предложить держать воображаемую розу в руке. Почему мы удивляемся? Потому что в момент удивления или испуга человек инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода, кроме того, в этот момент поднимается мягкое небо, а это — основа пения. Этот прием можно использовать в практике для организации единовременного, естественного вдоха. Пугать малышей опасно, но более старшим ребятам можно показать, как при неожиданном хлопке, стуке мы, пугаясь, говорим «Ах! Ох!» и при этом делаем необходимый и обязательный вдох.

Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок-интонаций, состоящих из двух-трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во-первых, сохранить головное резонирование, во-вторых, высокий звук лучше отражается в сознании, следовательно попевка чище интонируется. Важно стремиться к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо-пиано; при этом дети учатся ребят все время внимательно себя слушать.

 Маленьким детям надо все показывать очень четко и точно — и качество звука, и, необходимые штрихи, и место дыхания, и логику развития музыкальной фразы. На начальном этапе обучения при показе полезно несколько утрировать желаемое качество пения: более долгое «удивление» — задержка, более яркое замыкание слов, а главное — большая, чем обычно, протяженность гласных звуков при пении.

Учим детей пропевать, протягивать гласные звуки, учим правильному вокальному разделению на слоги. Протягивая, удлиняя звучание гласных звуков, мы вместе слушаем, как льется голос, учимся собственно пению. С самых первых занятий дети должны понять и усвоить главное правило вокальной орфоэпии — согласный звук, замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу и время для звучания. Для наглядности полезно выписывать слова на доске, «неправильно» деля их на слоги:

Уч и -ться, уч и -ться (ца)

И-д ё -мы в п е -рвый кл а сс (с)

Долгие гласные дети, пропевая, как бы протягивают рукой: «А я п о лу-гу». Рука делает плавное полукружие, напоминая плавное хороводное движение. Эта фраза просто клад для начала работы: здесь органично слиты движение мелодии и вершина фразы, удивительно удобна последовательность гласных, да и тянется удобный и полезный гласный «о». При работе с детьми необходимо большое внимание уделять работе над вокальной орфоэпией. Слушая многие хоры, мы часто слышим ошибки именно в этой области. Неверно произносятся согласные, целые слоги, а это оставляет впечатление низкой вокальной культуры. Необходимо также постоянно работать над единовременным произнесением гласных и согласных в пении.

Подводя некоторые итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:

— освоение певческой установки;

— освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения;

— освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.

О певческой установке рассказано довольно подробно, так как автор придает этой проблеме серьезное значение. Естественно, что о певческой установке мало рассказать один раз, ее надо закреплять постоянно, пока не выработается устойчивый навык.

Теперь несколько слов о пении стоя. Стоя петь удобнее. Дети, кстати, это довольно быстро понимают и часто сами просят разрешения попеть стоя. Стоять надо чуть расставив ноги для лучшей опоры; плечи свободные, мягкие; руки свободно висят вдоль тела. Словом, важно быть подтянутым, но не зажатым. Стоять дети могут 3-5 минут, затем лучше сесть или подвигаться, постепенно время пения стоя может увеличиваться.

О дыхании больше, чем сказано ранее детям говорить не надо. В дальнейшем идет опосредованная работа над дыханием: мы следим, чтобы музыкальная фраза начиналась и заканчивалась одновременно, осваиваем дыхательные навыки, опираясь на выразительное исполнение фразы на одном дыхании. Самое главное — это следить за тем, чтобы дети не перенапрягались, не поднимали плечи при вдохе, не напрягали при пении лицевые мышцы и мышцы шеи.

     Все певческие навыки осваиваются в процессе музицирования, т. е. стремление выразить ярко и правдиво характер и содержание музыки заставляет учителя и детей добиваться необходимого качества певческого звука, а значит, таким образом осваивать технологию певческого процесса. Певческое воспитание возможно только на основе развития музыкального и вокального слуха. В основе процесса интонированная лежит интонационно-певческий рефлекс. Слух — главный регулятор голоса. Умение чисто интонировать — сложный навык тесно связанный с формированием и развитием музыкально-слуховых представлений. По мнению В. Морозова «вокальный слух — это, прежде всего, не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, вибрационных, а, может быть, и еще некоторых других видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукообразования. Слух накрепко связывается с мышечными, вибрационными, зрительными и другими чувствами не только в процессе формирования нашего собственного голоса, но связь это нисколько не нарушается и при восприятии чужого голоса».[20]

Вокальный слух — это система условно-рефлекторных связей, позволяющих центральной нервной системе управлять певческим процессом.

Вокальный слух развивается в процессе обучения пению. Вокальный слух позволяет установить качество высотного интонирования, определить вокальную позицию, выявить тембровые особенности певческого голоса, озвученность резонаторов, особенности регистрового звучания голоса, качество вокальной артикуляции, степень выровненности гласных, вокальную позицию, качество певческого вибрато и т. д. Кроме того вокальный слух позволяет оценить степень эмоциональности и осмысленности певческого звучания, качество воплощения в звуке стиля исполняемого произведения.

Очень важным моментом мы считаем выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению на основе развития вокального слуха. С самых первых занятий важно спрашивать у детей, что и как у них получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни, каково качество выполнения других задач. Сознательное и активное отношение детей к певческой работе на уроках и в хоре создает атмосферу общего дела, общего труда, объединяет учителя и учеников. Здесь в полном смысле слова осуществляется сотрудничество учителя и детей. Мы чувствуем себя счастливыми оттого, что своим совместным трудом творим музыку, и в этом процессе мы равны (учитель ведет, подсказывает, направляет, но не давит). Учитель должен стараться как можно больше «открытий» оставить детям и радоваться этим «открытиям» и удачам вместе с ними и вместе с ними переживаю неудачи, никогда не скрывая их.

Начинать работу педагогу необходимо с трёх — пяти звуков в примарной зоне звучания голосового аппарата (е1-g1). Диапазон и вверх и вниз расширять постепенно. Полезен только тот звук который при повторении не вызывает напряжения и утомления голосового аппарата.

Главной педагогической задачей при работе с детьми младшего школьного возраста является выработка кантилены. Особое внимание уделяется выравниванию, округлению звучания гласных, борьба с открытым «белым» звуком.

В упражнениях и попевках полезно использовать гласные «у» и «о» в сочетании различных штрихов исполнения: staccato и legato. 

Обучать детей навыку пения а’сареllа на материале простейших попевок.

Сила голоса ребенка этого возраста невелика, что обусловлено физиологическим фактором, поэтому и диапазон динамических возможностей ребенка невелик: от mp до mƒ.

Главным критерием эффективности методики работы по формированию певческих навыков является качество певческого звука, что обеспечивается свободой, активностью, естественностью и непринужденностью певческого аппарата.       

Учитель должен работать без торопливости важно не количество, а качество выученного, качество и уровень сформированности певческих навыков. Выученный материал необходимо постоянно закреплять, а дети, как известно,  с удовольствием повторяют выученные песни и попевки.

Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.

На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.

На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторять выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой — позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.

По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного аппарата — губ, челюстей, языка.

Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть руки и следить, опускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «a», «у». Очень полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо также следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранять вертикальное положение гортани.

 

«Гудошники» — поиск решения проблемы

Особое внимание в 1-ом и 2-ом классах необходимо уделять работе с так называемыми «гудошниками».

Каковы причины плохого интонирования у детей? Ведь не зная их, невозможно устранить следствие. На мой взгляд, это:

— низкий уровень развития музыкальных способностей, отсутствие или ограниченность музыкальных представлений, музыкального опыта;

— неразвитость ладового чувства;

— отсутствие условно-рефлекторных связей между слуховым и двигательным анализатором в коре головного мозга;

— несформированность певческих навыков, отсутствие органической связи певческого движения и интонационного рефлекса;

— слабое отражение в коре головного мозга детей мышечных ощущений;

— несформированность вокального слуха;

— различные дефекты органов слуха;

— острые и хронические заболевания уха, горла и носа. «Нет певцов с плохим носом» так говорят вокалисты;

— психологические изменения личности. Очень часто «гудошники» — главные нарушители дисциплины на уроке музыки, на занятиях хора, в школе;

— любые нарушения координации нервных и физиологических процессов, нарушение двигательной координации (например, я заметила, что косоглазые дети чаще всего поют неточно, исправляется косоглазие — исправляется интонация);

— неквалифицированное обучение пению, сформировавшее неправильные певческие навыки (крикливость);

— подражание эстрадным и рок-певцам; пение в грудном регистре, использование придыхательной атаки, форсирование звука, пение в несвойственном детскому голосу диапазоне, тесситуре и т. п.;

— нарушение функций мягкого неба;

— двигательная и мышечная зажатость, стеснительность, вялость, апатичность или чрезмерная активность.

У «гудошников» в ларингоскопической картине имеются довольно стойкие отклонения от нормы; это треугольное несмыкание в задней трети истинных голосовых связок или их полное смыкание (напомним, что для детей в 7 лет неполное смыкание связок является физиологической нормой);

— адаптационный синдром у первоклассников, который выражен особенно ярко в первые шесть недель школьной жизни и связан с перестройкой функциональных систем организма ребенка.

«Гудение» — нарушение нормального звукообразования, закрепившийся условный рефлекс. Надо его разрушить и создать новый.

Таким образом, важнейшими направлениями в работе со слабо интонирующими детьми являются:

— внимательное и регулярное индивидуальное прослушивание всех детей, а особенно, детей с плохой интонацией, индивидуальная дополнительная работа с ними;

— работа по налаживанию координации слуха и голоса;

— использование гласного «у» при пении упражнений и в сочетаниях с согласными в слогах «ку» и «гу»;

— быстрый сдвиг скачком в верхнюю часть диапазона;

— пение про себя;

— активизация органов артикуляции;

— пение в режиме меццо пиано;

— пение в среднем темпе (исключение быстрых и медленных песен);

— овладение навыком кантиленного пения;

— пение попевок и песенок в удобной тональности в транспорте;

— самоконтроль при пении;

— привлечение внешних движений («свободное дирижирование») соответствующих внутреннему певческому движению;

— привлечение образных ассоциаций как словесных, так и пластических;

— правильная рассадка при пении: слабые дети сидят впереди и между сильными;

— формирование у ребенка эталона звучания голоса, соответствующего норме звучания голоса младшего школьника.

Вся техническая и технологическая работа должна быть полностью подчинена художественным задачам создания музыкального образа произведения. Все трудности легко преодолимы, если ребенок понимает: что он хочет выразить в пении, и это «что» для него интересно и личностно значимо.     

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна