Лекция на тему: «Бах и Гендель»

Событие завершилось

Эта лекция посвящена двум величайшим немецким композиторам Иоганну Себастьяну Баху и Георгу Фридриху Генделю, представителям причудливой и пышной эпохи Барокко, блиставшей именами Рубенса, Караваджо, Веласкеса, Шекспира и Вивальди. 1685 год — счастливы год в истории человеческой культуры. В этот год в Германии родились И.С. Бах (в Тюрингии) и Г.Ф. Гендель (в Саксонии). В течение 200 лет представители семьи Баха служили придворными музыкантами и церковными органистами при княжеских дворах в разных городах Германии и пользовались большой известностью. Само имя «Бах» было синонимом музыканта. И то, что Иоганн Себастьян стал музыкантом и композитором, было предопределено самой историей семьи и, конечно, гениальной одарённостью ребёнка. Родители Генделя были далеки от музыки, и желание Георга Фридриха заниматься музыкой встречало упорное сопротивление со стороны отца. Творческая судьба двух этих гениев сложилась по-разному. В силу склонности характера и душевной потребности, Бах — церковный органист и кантор (учитель пения в церкви), вёл скромную жизнь, наполненную непрерывным трудом, зарабатыванием денег для своей многочисленной семьи. Среди сограждан он был известен как виртуоз-органист и клавесинист. Композитору-Баху открыто предпочитали музыкантов, чьи имена едва сохранила история. Гендель же — будучи придворным музыкантом английского короля, пользовался милостями аристократии как композитор и исполнитель. Репутация Генделя — артиста стояла чрезвычайно высоко. В юности Георг Гендель два года провёл в Италии, где при поддержке герцогов Медичи изучал музыкальное искусство Италии и, прежде всего оперное. Итальянская опера принесла Генделю владение вокальным стилем. Уже тогда Гендель пишет оперы, сделавшие его имя известным. За 30 лет жизни Гендель написал 40 опер. Музыка Генделя передаёт большие простые сильные чувства: стремление победить и радость победы, прославление героя и светлую скорбь о его славной гибели, блаженство любви и покоя, благостную поэзию природы. Клавирное творчество Генделя объединяет множество отдельных пьес и три сборника сюит, традиционного барочного жанра, включающего в себя пьесы танцевального и нетанцевального характера. В своих сюитах Гендель с удовольствием менял не только традиционную последовательность пьес, но и метроритмическую структуру танца, что совершенно меняло их художественное восприятие. Так старинный танец "Пассакалья" из клавирной сюиты № 7 танцевальную 3-х дольность меняет на 4-х дольную поступь, суровую в своей патетике. Вариационная форма "Пассакальи" даёт возможность наиболее полно раскрыть художественный образ произведения в процессе контрастного сопоставления отдельных его частей. Основной принцип Барокко — создание иллюзии бесконечности звучащего пространства, передача движения в момент его наивысшего напряжения — в творчестве Баха получил своё законченное воплощение, благодаря полифонической, многоголосной технике письма. Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей. Бах был подлинным поэтом полифонии и единственным в своём роде. Тематика баховских сочинений иная, нежели у Генделя. Бах изображает своего героя не в активной борьбе, не в героических подвигах. Его герой — простой человек, размышляющий о смысле жизни, о своём предназначении, о Боге и покаянии. И именно полифония помогает передать состояние философской самоуглублённости. Прелюдия и фуга-2-х частный полифонический цикл для клавира представляет собой единство свободной импровизационного характера прелюдии и строгой, построенной по чётким законам фуги. Главное, что их объединяет — художественный замысел, напряженный пафос высказываний, преувеличенность эмоций. С 1729 года, в течение 10 лет, Бах руководил оркестром Лейпцигского студенческого общества "Collegium musicum" и писал для него музыку. Студенческое общество устраивало публичные музыкальные собрания, которые славились в Лейпциге. Концерты проходили каждую пятницу и 8 до 10 вечера в "Кофейном доме" Циммермана. На одном из таких концертов состоялась премьера оркестровой сюиты си минор, последняя часть которой под названием "Скерцо" ("Шутка") так понравилась публике, что была дважды исполнена музыкантами. Бах сочинял почти во всех музыкальных жанрах (кроме оперы) и каждый его опус — шедевр органной, оркестровой или хоровой музыки. Вокально-хоровая музыка Баха — это оратории, духовные и светские кантаты, мессы и страсти. Все названные жанры — это многочастные произведения, где небольшие хоралы органично вплетаются в общую канву произведений. Короткая молитва в строгом 4-хголосном хоровом изложении — это хорал. Бах равно велик в выражении простых человеческих чувств и в передаче глубин народной мудрости, в высокой трагедийности и в раскрытии всеобщей устремлённости к миру. Для композиторов последующих поколений творчество И.С. Баха стало "десятью заповедями" не только эстетики, но и этики творчества, и подвигло на создание оригинальных сочинений в духе баховской стилистики, с использованием тем или оборотов музыки Баха. На тему прелюдии до мажор Баха Шарлем Гуно была написана великолепная вокальная молитва "Ave Maria" (XIX век). В XX веке интерес к музыке Баха неизменно возрастает. К его творчеству приковано внимание композиторов Европы (Пауль Хиндемит) и Америки (Эйтор Вила-Лобос).

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна