Интегративные методы в педагогическом процессе постижения различных видов искусства
Процесс интеграции (от лат. integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.
Одним из продуктивных путей современного образования, устранения противоречия между быстро растущим объемом знаний и возможностью их усвоения является интеграция. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
Интегративный подход позволил по-новому оценить и развить способности детей к творчеству.
Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Причем педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусств свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления в картине художника достигает особой выразительности за счет специфических средств того или иного вида искусства.
При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же — помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.
Самое главное на интегрированном занятии — это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих гармоническое развитие личности ребёнка — это умение незаметно “входить”, “вползать” в педагогический процесс, не создавая стрессов для детей, физически снижаясь до уровня их глаз, ориентируясь в организации работы с детьми на их правополушарные особенности.
Принципиально важным в организации занятий является активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности.
Каждая система занятий должна базироваться на единых методических основаниях.
Помимо традиционных методов применяются методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.
Ниже приведены методы, применимые в развитию изобразительных видов искусства:
Метод одномоментности. Основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полному усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счёт глубокого погружения в мир цвета, звука, слова. Использование этого метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке.
Метод контрастности. Строится на противоречии эмоционально-образного настроя различных произведений искусства. Данный метод обостряет остроту ощущений ребёнка при восприятии музыкального, зрительного ряда, облегчает их сопряжение с внутренним миром ребёнка. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы. В более старшем применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов.
Метод “подмастерия”. Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.
Когда речь идёт о постижении музыкальных видов искусства, то здесь интеграция означает взаимопроникновение различных видов искусств в учебном процессе, объединение знаний и навыков через художественную культуру посредством музыки.
Какие существуют здесь уровни интеграции:
1.интеграция на уровне единства принципов и методов преподавания гуманитарных и художественных дисциплин;
2.интеграция как психологический механизм "перетекания" одного компонента в другой: переживание (эмоция) — понимание (знание) -приятие (отношение) — наслаждение (эстетическое чувство);
3.интеграция в области образно-смысловой, интонационной, языковой — и, как следствие, более глубокое проникновение в природу искусства, познание его законов, сути, глубинной общности всех искусств.
Интегратором различных видов искусств в художественно-творческих исканиях школьников служит музыка:
-как часть духовной культуры;
-интонационно-образная сущность;
-явление семантическое, языковое, словарно-интонационное, относящееся к эпохе, композиторскому стилю;
-национально-интонационное явление;
-с точки зрения драматургии, композиции и далее архитектоническое, формообразующее понятие;
-явление эмпирическое, чувственно-эмоциональное, с точки зрения восприятия музыки как "любования красотой", идущее от древневосточной философии и "созерцания гармонии" по Аристотелю.
"Облагораживает жизнь, искусство — развивает" (Вергилий). Искусство может оказывать на человека благотворное, развивающее и воспитательное влияние лишь в том случае, если он подготовлен для его восприятия, если у него развиты те свойства и качества, которые позволяют ему пережить и понять музыку, живопись, театр, художественное слово. Такой общей для всех видов художественного творчества основой является музыкальность.
Музыкальность, как художественно-творческая способность, в контексте синтеза искусств, интеграционных процессов в сфере художественной педагогики трактуется как индивидуально-личностные свойства, представляющие собой систему, которую образуют общие и специальные способности, а именно" ритмический, темброво-гармонический и мело-дико-линеарный слух, творческое воображение, "музыкальное мьшілєние", "слуховая наблюдательность", композиционное ориентирование, эмоциональность, чувство прекрасного, чувство гармонии, способность восприятия искусства, склонность к музыкальным и шире — художественным и философским обобщениям.
Основными психолого-педагогическими условиями формирования музыкальности, как одной из важнейших предпосылок к художественно-творческой деятельности, являются одновременность развития всех ее структурных компонентов, комплксность, интегративность всех составляющих художественного образования, проблемность обучения, его индивидуализация.
Развитие в условиях синтеза искусств универсальных способностей, необходимых для занятий любым видом художественного творчества — эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного, познавательного, понятийного, интонационного мышления, импровизационное, чувства гармонии, самостоятельности суждений и оценок и т. д. — закладывает основы становления человека, способного во взрослой жизни ощущать себя как часть мироздания, проникать в мир художественных: ценностей на основе понимания всеобщей взашосвязи явлений, осмысления своеобразия средств выразительности и .духовного содержания произведений искусства, выявления личной позиции в сфере художественной культуры.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.