Сценическая речь и дикция в актерском мастерстве
Правильная сценическая речь — одно из главных умений актера, с помощью которого возможно полное овладение ролью. Обучение техники речи включено во все программы и курсы актерского мастерства, та как без четко отработанных речевых навыков игра на сцене теряет свою выразительность и яркость. В обычной жизни люди используют бытовую упрощенную речь, актеры же должны владеть особым стилем и характером разговора, чтобы убеждать не только зрителей, но и партнеров.
Константин Сергеевич Станиславский называл слово конкретным выразителем человеческой мысли, в своей книге «Работа актера над собой» он выделил три раздела на изучение искусства сценической речи.
В ходе обучения искусству речи в театральных вузах начинающие актеры изучают правила дикции и постановки голоса, нормы орфоэпии, интонационные особенности речи. В программу занятий обязательно входят дыхательные упражнения, тренировка речевого слуха, развитие способностей по распознаванию естественного звучания от нарочитого, наигранного.
Овладение сценической речью невозможно без развития у актеров других качеств: ответственности, дисциплинированности, способности работать в коллективе и отдельно с каждым партнером. Чтобы контакт с аудиторией был полным, для актера важно развитие сценического внимания, то есть умения сосредотачиваться на каком-либо объекте. Упражнения на внимание актер должен выполнять параллельно с упражнениями по развитию сценической речи
Дыхательные упражнения. Дыхание — основа речевого звучания, без правильно построенных дыхательных движений невозможно существование искусства речи. От того, как дышит актер во время игры, зависят красота и плавность его голоса, степень восприятия его мыслей зрителем.
Для формирования правильного дыхания используют такие
упражнения:
- Дыхание носом. Рот открыть, но вдох-выдох делать через нос. Упражнение повторить 10 раз.
- Задержанное дыхание. Стать прямо, ноги на ширине плеч. Со звуком пф-ф-ф выдувать воздух через рот (медленно), мышцы живота при этом нужно напрягать, чтобы создавался барьер для выходящего воздуха. Затем сразу сделать резкий глубокий вдох носом, выдохнуть ртом весь воздух до конца. В момент, когда нет воздуха, сделать физическое упражнение: взмахнуть руками от груди в стороны с поворотом туловища или сделать круговые движения плечами. Когда станет ощущаться нехватка кислорода, начать дышать: вдох носом, выдох — через рот, дышать нужно животом.
Упражнения на артикуляциюАртикуляционная гимнастика направлена на тренировку мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, неба), грудной клетки. Чем лучше у актера развита артикуляция, тем четче он будет говорить. Артикуляционную зарядку начинают с разминки:
- Щеки. Щеки поочередно втягивают и надувают; с закрытым ртом перегоняют воздух от одной щеки к другой; щеки втягивают и одновременно смыкают или размыкают губы.
- Нижняя челюсть. Осуществляют движения челюстью вверх-вниз, вкруговую; упираются кулаками в челюсть снизу, при этом пытаются открыть рот.
- Мягкое небо. Зевают с открытым ртом; рот закрывают и дотрагиваются кончиком языка до мягкого неба, затем до основания зубов (верхних и нижних).
- Губы. Улыбаются с сомкнутыми зубами; вытягивают губы трубочкой; подтягивают поочередно нижнюю и верхнюю губу, обнажая зубы.
- Язык. Совершают круговые движения языком с закрытым и открытым ртом; вытягивают язык как можно дальше вперед.
После разминки приступают к артикуляционным упражнениям: начинают с проговаривания гласных звуков [а], [у], [о], [ю] и т. д. После этого четко и энергично проговаривают все согласные звуки, затем переходят к произношению звуковых сочетаний (ка-ко-ку; ба-бо-бу и т. д.).Развитие дикцииПравильно поставленная дикция предполагает четкое произнесение звуков, при этом должны соблюдаться правила и нормы языка, на котором говорит актер. Упражнения для развития дикции проводят после артикуляционной гимнастики, так как точность произношения зависит от степени тренировки мышц речевого аппарата.
Примеры упражнений для развития дикции:
- Взять любой текст, при чтении в конце каждого слова выделять его окончание, чтобы оно звучало резко и четко.
- Многократно повторять трудные буквенные сочетания по типу ЛРА, ТЛА, РЛИ.
- Проговаривать скороговорки, начинать с медленного темпа, затем все больше ускоряться.
- Читать тексты с закрытым ртом, при этом стараться, чтобы слова получались различимыми и понятными для окружающих.
Тренировка звукаОдна из составляющих сценической речи — постановка голоса. Голос на сцене должен звучать выразительно и ярко, приковывать слух и внимание зрителей. Задача каждого актера — обнаруживать и развивать свои голосовые данные, доводить их до совершенства, а затем свободно пользоваться голосом на сцене.
Чтобы развить свободный голос с индивидуальным звучанием, нужно избавиться от напряжения мышц, которые принимают участие в дыхании и произнесении звуков. Также нужно овладеть тембром своего голоса, управлять ним в зависимости от эмоциональной окраски произносимых слов.
Упражнения для тренировки звучания:
- Читают стих: одну строчку тихо, следующую — громко.
- Проговаривают одну и ту же фразу с разной громкостью и эмоциональной окраской.
- Разыгрывают диалог от имени разных людей (или даже животных).
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.