Народные инструменты
Гусли — очень древний инструмент. По предположениям историков, у восточных славян они были еще в шестом веке. А при раскопках в Новгороде археологи среди других предметов домашнего обихода нашли инструмент, сделанный девятьсот лет назад.
Есть несколько разновидностей этого инструмента. Звончатые гусли — самые древние и самые простые. Треугольный или трапециевидный ящик при игре ставился на колени.
Струн было немного — от семи до тринадцати. Пока на звончатых гуслях играли отдельные музыканты, их не смущала простота инструмента. Но когда гусли стали входить в состав симфонического оркестра, недостатки сразу стали явными. Не устраивал оркестрантов малый диапазон, и тогда стали строить гусли разных размеров.
Щипковые гусли устроены намного сложней звончатых. У них шестьдесят струн — это пять полных октав. Музыкант играет на щипковых гуслях пальцами обеих рук. Он может одновременно вести мелодию на тонких струнах и гармоническое сопровождение на басовых. Щипковым гуслям доступны сложные многоголосные произведения.
Есть еще клавишные гусли, но они самые молодые, появились в самом конце прошлого века. В России в начале ХХ века Н. Привалов создал гусли четырех размеров, от самых маленьких до очень крупных пикколо, приму, альт, бас.
Сейчас в оркестре народных инструментов применяются клавишные гусли, сконструированные Н. Фоминым также в начале нашего века. У них приятный, полный, насыщенный звук.
У русских гуслей много родственников. Это и литовские канклес, и эстонские каннель, и карельские кантеле.
Арфа. Перед тем, как принять вид современной арфы, она прошла долгий путь. А у истоков своей истории это был простейший инструмент, знакомый почти всем народам мира. Однострунная арфа до сих пор сохранилась у некоторых африканских народов.
Перед теми, кто играл на простой однострунной арфе, стояла только одна задача: как сделать, чтобы звук стал чуть-чуть громче. Совершенствуя сам инструмент, к древку стали привязывать уже не одну, а две, три, четыре разных струны, потом и больше. Но тут возникла проблема: древко не могло противостоять натяжению нескольких струн. Между концами древка поставили распорку — крепкую палку. Такая конструкция была достаточно прочной.
Музыка, исполняемая на арфе, была очень популярной. В середине века были музыканты-барды, то есть странствующие певцы. Одним из их любимых инструментов была арфа. Владели ею барды настолько хорошо и так искусно аккомпанировали своим песням, что нередко певцов принимали к себе короли и знатные вельможи.
Зурна. Короткая деревянная трубка с семью-восемью боковыми отверстиями и маленький ящик — вот и весь инструмент. Но история его удивительна. Еще в Древней Греции без него редко обходились гимнастические упражнения, театральные представления, жертвоприношения, военные походы. Название у него было другое — авлос, но он мало отличался от нынешней зурны. Зурна не просто сохранилась до нашего времени, она получила широкое распространение у разных народов. В Грузии, Армении, Азербайджане, Дагестане, Узбекистане, Таджикистане зурна очень популярна, это один из главнейших инструментов национальной музыки. А в дальнем зарубежье зурна бытует в Иране, Афганистане, Турции, арабских странах.
Была зурна и в России — видимо, ее заимствовали у восточных народов. Вместе с инструментом переняли и название, изменив только одну букву — зурна стала сурной. Русская сурна не раз упоминается в литературных памятниках, начиная с тринадцатого века. Однако до наших дней она не дошла, в России ее вытеснили другие духовые инструменты, более близкие русской народной музыке.
В симфоническом оркестре есть прямой родственник зурны — гобой.
Волынка. Ее знали почти все народы древнего мира, а позже во всех странах Европы. До сих пор играют на ней крестьяне в Сицилии, горцы Шотландии. Сохранилась волынка и на севере Франции.
Волынка бытовала в основном у пастухов, но в ее судьбе происходили порой неожиданные повороты. В Древнем Риме она проникла в театр и военный оркестр. В Шотландии и некоторых других странах исполнители на волынке объединились в ансамбли и участвовали в торжественных шествиях и даже в парадах. Во Франции в XVIII веке волынкой заинтересовались профессиональные музыканты, многие из них овладели ею настолько хорошо, что исполняли виртуозную музыку. В тех странах, где волынка сохранилась и поныне, отделение народных инструментов музыкальных училищ и даже институтов искусств имеют класс волынки.
В простейшем виде волынка — это мешок из тонкой мягкой кожи, в который с одной стороны вделана свирель, а с другой — короткий патрубок для вдувания воздуха. Специальный клапан не дает воздуху выходить обратно через патрубок, когда музыкант выпускает его изо рта.
Волыночник надувает мешок, а потом, сжимая его обеими руками или прижимая одной рукой к боку, к груди, заставляет воздух выходить через свирель. Сам он в это время может петь, рот его свободен. А в перерывах между куплетами музыкант поддувает воздух в мешок.
Тар. Этот инструмент значительно моложе волынки, но зато он сохранился лучше. Бытует тар в Армении, Грузии, Азербайджане и других среднеазиатских странах. В самом общем виде тар вроде бы мало отличается от других струнных грифовых инструментов. Корпус его изготавливается из одного куска дерева, чаще всего тутового. Если посмотреть на корпус сверху, он напоминает восьмерку. Звучание его, не спутаешь ни с каким другим инструментом.
Жалейка. Сейчас жалейку (иначе она называется брелка) можно увидеть только в оркестре русских народных инструментов. А когда-то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве.
Как и самый близкий ее родственник, пастуший рожок, жалейка небольшая трубка из дерева или тростника. Только у рожка, который делается еще и из бересты, трубка расширяется и заканчивается раструбом, а у жалейки нижний конец цилиндрической трубки вставляется в раструб из коровьего рога или бересты. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки различной высоты.
Тембр жалейки пронзительный и гнусоватый. Жалейка невелика всего сантиметров десять.
Рожок бывает значительно длиннее, поэтому его иногда сгибают, как трубу или валторну.
Ложки. Кажется, нечего этому слову делать в музыкальном словаре. И все же попало оно сюда по праву. Ложки — русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на костаньеты. Ложки ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали бубенчики.
Применяют их в оркестрах русских народных инструментов. А иногда организуют и самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.
Трещотки — старый русский народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Балалайка. Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII-XIX вв. была она, пожалуй, самым распространенным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Под нее склады вали сказки.
Балалайка — струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни и мандолины. Немногим более ста лет тому назад балалайку усовершенствовал В.В. Андреев.
На балалайке новой конструкции Андреев играл, выступая с сольными концертами. В 1987 году он организовал в Петербурге «кружок любителей игры на балалайках», а еще через девять лет кружок этот был преобразован в Великорусский оркестр.
Основными инструментами этого оркестра стали балалайки различного размера. Оркестр существует и поныне. Называется он теперь — оркестр народных инструментов имени В.В. Андреева.
Сейчас русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения.
Банджо (англ. banjo) — струнный щипковый (плекторный) инструмент. Около XVIII века вывезен из Западной Африки в южные штаты США, где получил распространение под названием banger, bonja, banjo. Первоначально имел корпус в виде плоского открытого снизу барабана с одной кожаной мембраной, длинную шейку без ладов и с головкой; на инструмент натягивалось 4-9 жильных струн, одна из них была мелодической и защипывалась большим пальцем, прочие служили для сопровождения. Звук — острый, резкий, быстро затухающий, с шуршащим оттенком.
Банджо применялся для аккомпанемента пению (особенно в представлениях американских менестрелей), использовался и как сольный инструмент. В различных районах США выработались характерные стили исполнения на банджо. В 30-х годах XIX века банджо была снабжена ладами, струн стало 5, мелодичная струна отпала. С возникновением джаза банджо вошел в его ритмичную группу. В 30-е годы XX века банджо из-за ограниченных технических возможностей исполнения в джазе был заменен гитарой, а в 40-е годы введен в него вновь. В современной джазовой музыке употребляются разновидности банджо. У банджо-гитары 6 струн и строй 6-струнной гитары. В современных моделях банджо применяется металлическая или деревянная обечайка; мембрана натягивается на открытый снизу (немецкая модель) или закрытый (английская модель) деревянный корпус при помощи металлических винтов, гриф с металлическими фиксированными ладами заканчивается плоской головкой с механическими колками. Струны стальные, гладкие и витые. Звук извлекается пальцами, как на гитаре или плектром.
Бандола (испан. bandola, bandolon) — струнный щипковый инструмент Род бандуррии небольшого размера. Корпус грушевидной формы, шейка короткая, струны металлические, двойные, числом 4-6, иногда и 10. Звук извлекается с помощью плектра из рога или черепахи. Нередко применяется в ансамблях из нескольких бандол, а также совместно со скрипкой или флейтой. Встречается в странах Латинской Америки, особую популярность приобрела в Мексике.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.