Роль детей в народной культуре

Событие завершилось
12+

Издавна человек верил в возможность, и, что самое важное — в необходимость влиять своими действиями на природу. Люди не могли научно объяснить сужествование дождя, грома, молнии, ветра, огня, и т. д., поэтому за каждое природное явление отвечало какое-то божество. Так появилось язычество — вера в большое количество богов.

На протяжении длительного времени наши предки вводили молодежь в систему праздников и обрядов, потому, что в русском сознании каждому времени года соответствовали свои возрастные традиции.

Начало года всегда ассоциировалось с детством, поэтому роль детей в русских крестьянских обрядах была огромной, для чего существовал целый цикл праздников, которые не могли обходиться без их обязательного участия. Ярким примером в данном случае может послужить народный календарь. Колядовать обязательно ходили дети, т. к. действие проходило в начале года, когда родился младенец Иисус Христос, а по ранним языческим представлениям — родилось солнце, Коляда, которое тоже ассоциировалось с ребёнком.

Обряд закликания весны на Сороки (22 марта) никогда не обходился без детского присутствия. Мальчики и девочки выходили на пригорки с ритуальным печеньем в виде птичек, которых называли «жаворонки», и с помощью специальных песен помогали природе преодолеть влияние зимы, пробудиться для дальнейшей жизни, и в последствии дать необходимый для существования человека урожай.

Вместе с нарастанием года менялся и возрастной контингент обязательных участников. Весной, ближе к лету, когда земля пробуждалась от зимней спячки и была готова продемонстрировать свою плодородную силу, главными действующими лицами большинства обрядов становились девушки и юноши, которые своей силой и молодостью могли повлиять на природу.

Ближе к осени в традиционных обрядах на передний план выходили более зрелые участники, а к концу — стрики.

Крестьянские семьи старались с ранних лет приобщить ребенка к работе. Деревенские ребятишки многое умели: покормить и подоить корову, постричь овец, вскопать и засадить огород, скосить траву, постирать, погладить белье, истопить избу.

Исследователи отмечали, что русские крестьянские дети только по дому были заняты в 85 видах работы. И это не считая общего труда в поле, огороде, саду, к которому они приучались с 5-6 лет. Было подмечено, что взрослые не очень и нуждались в помощи детей, могли обойтись без нее. Однако они сознательно привлекали ребят к труду, хорошо понимая его воспитывающую роль.

Раньше, когда девочка на свет появлялась, ей прялку маленькую дарили, потом побольше. Сначала она играла с прялкой, а уже к десяти годам получала задание: ниток напряди, а позже и половики сотки. Мальчику вручали маленький топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. И с детства ухаживать за скотом приучали.

Таким образом, у детей всегда были свои функции и обязанности. Мальчик не умеющий играть на духовых народных инструментах, изготавливать их, никогда не смог бы стать пастухом, который в летнее время находился на обеспечении селян, а девочка, не умеющая изготовить себе одежду считалась неумехой, и не могла впоследствии выйти замуж.

Также ни один свадебный обряд не мог обойтись без участия младших сестер и братьев, где каждому находилось место и собственная значительная и необходимая роль в обряде.

В наше время патриотическое воспитание мальчиков в большинстве своём сводится к военной тематике, что тоже очень важно, но не каждый знает, что мораль воина, защитника для русского ополчения издавна начиналась для ребёнка с ощущения себя, как члена конкретного общества при участии в ритуальных кулачных боях, например, на Масленицу. А эстетический вкус молодой девочки, начинал формироваться на посиделках, на которых демонстрировались умения рукодельничать, петь плясать.

Какою песня быть должна?

Об этом спорят очень много,

Но настоящая, она

Сама найдёт к сердцам дорогу!

И никому не заглушить

Её последним криком моды…

Коль песня — часть твоей души,

Она пройдёт с тобой сквозь годы!

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна