Обучение

Народный театр, его происхождение и виды. Запись и изучение пьес народного театра

Событие завершилось
12+

Прежде, чем начать разговор о народном театре любимого русским народом и, как его называли современники, главного героя ярмарки — Петрушки, скажу несколько слов о народном театре и его исторических корнях в целом.

Народным театром принято называть зрелище, создаваемое народом и для народа на основе устного творчества. Изначально народный театр появился в крестьянской среде как разного рода развернутые обрядовые действия — игрища, приуроченные к календарным и некоторым семейным праздникам, скоморошины и, так называемые, народные драмы, отражавшие бытовые и исторические события. Позже народный театр вышел на площади в виде медвежьих комедий, вертепов, пещного театра, райков, театра теней, раусов, выступлений балконных зазывал и, конечно, театра Петрушки.

 

Несмотря на такое многообразие, все виды народного театра сохранили в себе его исходные черты, коренящиеся в глубокой древности:

 

— Спонтанность и импровизация. Игра ведется не по подробному сценарию, а спонтанно. По меткому выражению игрецов действа «Похороны Стромы», которое сохранилось до недавнего времени в селе Шутилово Нижегородской области, игра должна идти самотёком. Есть неизменный общий сюжетный ход, наполняющийся и развивающийся по ходу игры ее участниками в зависимости от обстоятельств, в которых играется действо, событий, которые происходят в мире деревни, отношений между участниками игры и персонажами, которые наряду с устоявшимся набором действующих лиц-масок, могут появиться неожиданно для других участников.

 

- Действенность. В народном театре действие является первостепенным по сравнению с речью. Сопереживание происходящему достигается намного быстрее, чем в светском театре с его мизансценами, паузами именно за счет действия. Народный театр отличается немногословием, но многодейственностью. Возможно, эта черта сохранилась со времен, когда язык еще только формировался, и общение между людьми происходило с помощью тел. Но это пока только предположение, которое требует своего изучения. По факту же, народные актеры действуют по принципу: увидел- сделал. И только потом — сказал. Их действия просты — объятия, плач, поцелуи, потасовки, таскание друг друга за разные части тела, погони, пляски, умирание, возрождение. Действие словно лишено полутонов. Оно всегда яркое, даже преувеличенное.

 

— Особое звучание. Голоса персонажей могут быть высокими или низкими, хриплыми или визгливыми. Часто для получения определенного звучания актерами использовались дополнительные предметы — пищики, перышки, которые добавляли необходимый окрас голоса.

 

— Язык простого народа. Язык народного театра — простой, меткий, острый, щедро снабженный шутками, остротами, подчас браными выражениями или выражениями, сохранившимися в языке народа как матерный, ранее связанный с культом плодородия.

 

— Игра масок-личин, за которыми закреплено определенное поведение. Самый распространенный пример такого театра — это итальянская комедия дель арте — комедия масок. У всех народов мира, у русского, в том числе, в народных театрах маски-личины и есть основные персонажи представлений. Таков злой городовой, хитрый цыган, любвеобильная подруга героя. В центре игры находится обычно дурак или пара дураков — Петрушка, Фома да Ерема, Пашка да Ермошка, Пахомушка, которые попадают в нелепые истории, часто бывают биты, но с достоинством проходят свои испытания и побеждают, прежде всего, становясь народными любимцами.

 

— Потешность представлений. Народный театр смело можно назвать театром потехи. По определению В.И. Даля, потехой или потешеньем называлась забава, утеха, занятие от скуки, безделья; а так же увеселенье, зрелище Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. — М.: Русский язык, 1999. Т. II, С. 355. . Вызвать смех у зрителя — это то, на что направлено народное представление. Как помним, потешниками или потешальщиками называли скоморохов. Их ремесло и переняли, начиная с 17 века, со времени уничтожения скоморошества в России, их преемники — медведевожатые, площадные актеры, деды-зазывалы…

 

 

Понятие «русский народный театр» неразрывно связано с понятием «русская народная драма»; они практически сливаются, т. к. в русском фольклоре нет театральных действ, лишенных словесного текста, слово и исполнение в них сливаются, а во многих видах присоединяется и музыка.

Термин «драматические действа» наиболее точно передает особенности театрально-драматического народного искусства, в котором не существует оформившихся произведений (как в литературной драматургии), ни оформившихся представлений (театральные спектакли).

В русском фольклоре к драматическим действам относят обряды, ряженья, игры (первые 3 самые древние), хороводы, диалоги, выкрики балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические сценки, а также кукольный театр. Все эти действа делятся на два типа:

· Словестный текст и действо находятся в различных соотношениях. В обрядах и ряженьях текст подчиняется действию, а в хороводах текст подчиняет себе действие, которое лишь иллюстрирует его.

· Текст и действо имеют равномерное значение (в сценках и пьесах).

Основным отличием народных драматических действ служит их синтетичность: соединение слова, напева и исполнения (включает в себя костюмировку, пользование декорациями и бутафорией, жестов, мимики, нередко пляску).

Важнейшим отличием театральных действ от других жанров является полное перевоплощение исполнителей в персонажа. Также отличием является то, что проявление общефольклорных признаков идет очень необычным способом. Например, присущая фольклору типизация раскрывается в том, что персонажи выделяются одной отличительной особенностью (человек с лопатой — гробокопатель, с ножницами — портной). Характерное совмещение традиции и импровизации также выражается иначе, чем в других фольклорных произведениях: при относительной устойчивости схемы сюжета или ситуации, определенных формул, импровизация проявляется в виде варьирования текста, вставок новых сцен и деталей.

Народному театру присуща сатиричность в большей степени, чем остальным жанрам фольклора.

Запись и издание народных драм и действ начато в 19 в. В 1838 г. И.Снегирев выпустил книгу «Русские простонародные праздники», положив начало собиранию произведений народного театра. Однако широкое собирание началось лишь после публикации «Программы о собирании сведений о кукольном театре на Руси» В.Перетца (1897 г.) и «Русской народной драмы» Н.Виноградова (1905).

Народные драматические действа были исследованы весьма многосторонне. Интерес к ним проявляли фольклористы, этнографы, искусствоведы, театроведы.

· Всеволодский-Гернгросс — общая характеристика различных форм драмы.

· Велецкая выяснила основные принципы народной драматургии.

· Чичеров «Зимний период русского землевладельческого календаря 16-19 в» и Пропп «Русские аграрные праздники» осветили связь драматических форм в календарными и семейными обрядами.

· Гусев «От обряда к народному театру» показал процесс развития драматических форм.

· Фамицын «Скоморохи на Руси» и Белкин «Русские скоморохи» осветили роль скоморохов в народной драме.

· Волков «Народная драма: царь Максимильян», Виноградов «Великорусский вертеп» и Богатырев «Чешский кукольный и русский театр». В названных работах проанализированы собранные материалы, поставлен и освещен большой круг важных вопросов: специфика народных драматических форм, условность и реалистичность, место традиции и импровизации, своеобразие структуры действ, стилевые особенности, характер диалога и монолога, соотношение слова и действия, приемы трагического, сатиры и комического, оформление представлений, история народной драмы, взаимоотношение народного и профессионального театра.

· Савушкина «Русский народный театр», в книге рассмотрены виды драматических действ, характер их исполнения. Книга учитывает новые работы советских фольклористов и весьма полно охватывает известные материалы.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна