Развитие вокальных навыков у детей младшего школьного возраста

Событие завершилось
12+

В наши дни особую популярность среди искусств приобретает направление эстрадного пения. Этому способствует обилие вокальных конкурсов на федеральных каналах телевидения — «Голос — дети», «Ты супер!», «Детская новая волна» и другие. Как правило, наиболее выигрышно на этих конкурсах выглядят дети старшего школьного возраста. В большинстве случаев они уже имеют сценический опыт и занимаются с профессиональными педагогами. Эти «звёздочки» умело пользуются вокальным звуком, владеют различными вокальными приёмами, раскрывают образ и содержание исполняемого произведения через собственное понимание и отношение. На первый взгляд всё кажется легко и доступно, и лишь придя в учебное заведение, и дети и их родители начинают понимать, что пение — это хоть и приятный, но всё же труд. Всё чаще в музыкальную школу на отделение эстрадного пения приходят младшие школьники. Начиная обучение в возрасте 6-7 лет, они имеют возможность к подростковому периоду приобрести определённые вокальные навыки, постепенно совершенствуя и оттачивая своё мастерство. Работая с маленькими детьми, очень важно не испугать ребёнка, ставя перед ним непосильные задачи, не оттолкнуть, а наоборот привить любовь к искусству и желание творить и достигать успеха. Учитывая, что дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, в занятия вокала включаются игровые формы работы: мы учимся, играя! Это привычная и комфортная для детей атмосфера, в которой проявляются разные стороны их характера, их способности. В игре мы осваиваем первоначальные вокальные навыки, учимся понимать музыку. В успешном развитии ученика огромную роль играет создание творческой атмосферы, установление творческого контакта. Состояние ребёнка должно быть эмоционально настроено на урок, на пение. Никакого страха, плохого настроения! Только позитив и успех! Ребёнок должен уходя их класса понимать, что у него всё получается, что он успешен и, что с непредвиденными трудностями он справился! Буквально с первых уроков мы учимся правильно дышать, ведь дыхание — это основа пения. Дыхание в пении имеет важное значение. От него зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть равномерным, свободным и естественным. И здесь в помощь педагогу дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой. Но только в помощь, используя элементы, а не весь комплекс! С этими упражнениями справляются все дети. Незамысловатые названия — «Ладошки», «Насос», «Погончики», «Большой маятник» и другие — помогают включить воображение. Эти упражнение помогают организовать вдох, правильную работу диафрагмы. Но певческое дыхание — это и равномерный выдох, расходование дыхания при пении. Плавный выдох на звук «с» позволяет нам сыграть в игру «Жадина». Почему такое название? Всё просто, исполняя это упражнение, я прошу детей немного пожадничать и не отдавать звук сразу, а оставить себе как можно дольше. А вот другие музыкальные звуки мы щедро дарим всем, кто рядом. На открытом уроке для родителей мы устроили минисоревнования между двумя командами: детьми и мамами с папами. Так как родители оказались подготовленными, многие с музыкальным образованием, то они и победили, оказавшись ещё большими «жадинами»! Упражнений на формирование певческого дыхания не должно быть много, чтобы ребёнок не устал уже в начале урока. Ведь в дальнейших упражнениях также можно обратить внимание на вдох и выдох. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Развитие чувства ритма — одна из важных составляющих музыкального развития детей. И, конечно, начинать надо с самых азов. При изучении длительностей приравниваем четвертные длительности к шагу, восьмые — к бегу, половинные — к остановке. Получаются несложные игровые ритмические упражнения, которые имеют и мелодическую линию: В дальнейшем подобное упражнение можно варьировать, пробуя различные сочетания длительностей, постепенно отказываясь от словесного текста, оставляя лишь ритмослоги: При изучении вокальных произведений, также можно изучать ритмическую сторону песни, исполняя её ритмослогами. Вокальные упражнения можно разделить на 2 вида: 1. упражнения для распевания (разогревание голосового аппарата); 2. упражнения для изучения средств музыкальной выразительности (лад, штрихи, динамические оттенки и т. д.). Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы и систематизированы. Они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе. Как правило, вокальным упражнениям мы даём названия: «Коровка» (для мальчиков — «Бычок»), «Тигрёнок», «Машинка» и другие. Это помогает включить воображение ребёнка, проявить фантазию и даже актёрское мастерство, к примеру, подражая какому-либо животному. Упражнение «Коровка» («Бычок») исполняется на одном звуке на согласную «М». При этом губы сомкнуты, но не сжаты, нижняя челюсть слегка опущена. Это упражнение помогает сформировать звук правильно, направить его на зубки. Постепенно упражнение можно усложнять — развивать мелодически; соединять согласный звук «М» с гласными «А», «У», «И» (тогда у нас получается «Поющая коровка») и т. д. Упражнение «Тигрёнок» исполняется на согласную «Р» (из системы В.В.Емельянова) в пределах терции на начальном этапе. При исполнении этого упражнения можно попросить ребёнка изобразить «Ласкового тигрёнка», «Сердитого тигрёнка» и т. д. Упражнение также помогает сформировать звук, укрепляет мышцы языка, развивает диапазон голоса. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, применяют различные способы пения — legato, staccato, non legato. Для освоения средств музыкальной выразительности мы поём различные упражнения. Исполняя их, важно помнить, что вокальная сторона также должна быть на высоте. Обращаем внимание на правильный вдох, равномерный выдох, произношение слов (дикция). «Солнышко»: изучаем мажорный лад, поступенное нисходящее движение и движение по звукам трезвучия «Лёгкий ветерок»: штрих staccato «У кота — воркота»: штрихи non legato и legato, мажорный и минорный лад Ещё один раздел урока, состоящий из вокальных упражнений, которые помогают детям освоить нотную грамоту. Как правило, это небольшие попевки, взятые из детских песен. Изучая их, мы даём ребёнку первоначальный навык анализа мелодической линии, формы на самом простейшем уровне — наличие повторов или отсутствие таковых, количества фраз. Такой несложный анализ помогает быстрее научиться «читать ноты» по фразам, мотивам, а не каждую ноту отдельно. Работа над дикцией проходит на каждом уроке и очень нравится детям. На развитие дикции направлено чтение скороговорок. Читать их надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. При этом важно следить за ритмичностью произношения. Больший интерес у детей вызывает пропевание скороговорок с ускорением темпа и замедлением. Мелодическая и ритмическая стороны достаточно просты и доступны, небольшие по диапазону, а зачастую построены на одном звуке. Например: При исполнении скороговорок следим за чёткостью произношения согласных звуков. Все слова должны быть разборчивы, понятны. По мере освоения одних скороговорок добавляются новые, на другие согласные, и также постепенно осваиваются. Заключительным разделом урока является работа над музыкальным произведением, т. е. песней. Разучивание песни начинается с прочтения слов. И, конечно же, прочитать стихотворение надо постараться с выражением, с настроением, стараясь максимально донести до ребёнка содержание. Содержание же в свою очередь должно быть доступно и понятно ребёнку. В зависимости от того, на каком уровне развития находится ребёнок, процесс разучивания песни происходит по-разному. Если ученик ещё не знаком с нотной грамотой, то учится песня по фразам с голоса педагога. По мере освоения нотной грамоты — расположение нот на нотоносце, длительности нот, размет такта — разучивание песни начинаем с анализирования движения мелодии и сольфеджирования с прохлопыванием пульса или ритма. Также для закрепления чувства ритма песню можно пропевать ритмослогами, если отсутствуют не знакомые ритмические группы. При такой работе особо наблюдается межпредметная связь — сольфеджио и вокала. И затем поём песню со словами. Очень важно, чтобы ученик на этой стадии работы старался творчески себя проявить, пел не бездумно, а с отношением, эмоционально. В основном дети младшего школьного возраста с интересом изображают то, о чём поют. Главная задача педагога в этот момент не прервать желания ребёнка творить, а помочь ему исполнить песню ещё интереснее и ярче. Песни детям следует подбирать по их способностям и возможностям, разными по уровню сложности: — «Добрый день» муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова; — «Светлячок» муз. А. Ермолова, сл. Т. Шапиро; — «Добрые слоны» муз. А. Журбина, сл. В. Шлёнского; — «Море хохочет» муз. З. Компонейца, сл. В. Викторова; — «Ешьте, дети, витамины» муз. и сл. А. Наумовой. Таким образом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокальных упражнений и песен. При этом не забывать о физиологических возможностях детей младшего школьного возраста. Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и создавать возможность для самовыражения. Так постепенно дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир, появляется уверенность в себе и своих силах.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна