Прочие

Методика работы по обучению детей народному пению

Событие завершилось
12+

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания, протяженного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой, выразительной дикции, единой манеры пения и говора. Весь процесс развития вокально-хоровых навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения. Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству — искусству коллективного, вокального музицирования. Необходимым условием в развитии певческих навыков у детей являются упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков хорового пения. Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения. Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевания — наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевания имеют и разовое назначение: создания творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние. Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально-технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно—художественного содержания исполняемого произведения. Исходя из этого, следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности ребёнка. Каждое вокальное упражнение, за отдельными исключениями, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение учащегося.

На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя. При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре. Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует рассмотреть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями. В работе над отдельными певческими навыками — дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения — необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса — это естественный, «близкий» звук; дикцию, близкую разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.

Русские народные песни известны своей распевностью. «У него душа долгая», — с похвалой говорят в народе о певце, владеющем большим дыханием. В этих словах понятие о дыхании тесно связывается с выразительностью, с выражением «души» в пении. Дыхание используется таким образом, чтобы при общей мягкой вокальной линии звук был гибким, ровным и напевным. Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости, зависит от умения правильно владеть дыханием, которое дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно нести мелодическую линию, никогда не теряя звонкости и полетности голоса, проявляя лучшие качества своего тембра.

Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием — бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать, дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием.

Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и тренировать его на специальных упражнениях:

1. Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота).

2. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.

3. Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе.

Главная техническая задача в этом упражнении (как и в других подобных) — естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда — ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.

4. Добиваясь от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы, следует начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора.

Короткая попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизменением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатываться правильные рефлекторные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мускулатура. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз. Поэтому обращаем внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличиваем его длительность. Поставленная задача заставит юных певцов сосредоточиться на выдохе —  моменте расходования дыхания, поможет экономно расходовать дыхание, постепенно при ведет их к приобретению нужного навыка. После этого можно перейти к работе над начальной фазой дыхания — моментом вдоха, для чего следует сократить длительность последнего звука фразы и за счет образующейся паузы возобновить дыхание.

5. В работе над протяженностью хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. И здесь очень полетными упражнениями могут служить мелодии распевов. В народных песнях встречаются распевы на все гласные, на которых вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а также — и это главное — протяженное дыхание.

Для эффективного решения этой задачи применяется методика, согласно которой занятие по народному пению включает в себя четыре компонента:

  1. распевание, с помощью него дети учатся правильно петь, обучаются основам вокальной грамоты;

  2. работа над дикцией;

  3. хоровое сольфеджио, в условиях которого идет работа над развитием музыкального слуха детей;

  4. работа над песенным репертуаром, разучивание и концертное исполнение произведений, благодаря чему воспитывается и развивается музыкально-художественный и эстетический вкус обучающихся.

Цель распевания состоит в том, чтобы привить детям правильную певческую установку, научить особенностям вокального дыхания, объяснить основные приемы хорового звуковедения. Проводится работа над штрихами и нюансами. Педагог подбирает специальные упражнения. На начальном этапе это обязательно одноголосные упражнения, позволяющие совершенствовать различные вокально-хоровые навыки детей.

Хоровое сольфеджио оказывает большую помощь в решении вопросов комплексного вокально-слухового воспитания школьников. Его цель —  воспитание высокой слуховой активности, совершенствования и выравнивания всех качеств музыкального слуха учащихся. Хоровое сольфеджио предполагает развитие у детей ладово-интанационного слуха и чувства ритма, воспитания чувства хорового ансамбля, работу над хоровым строем и освоения навыков многоголосного пения. В каждой песне воспитанники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте. Для чистого интонирования терции хорошо предложить детям пропеть несколько раз, как мяукают большая кошка и маленький котенок. Это способствует умению правильно воспроизводить высокие и низкие звуки.

Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать, его, петь резким, крикливым или глубоким звуком. Создать хор из певцов, поющих в единой, родственной манере, легче в сельской местности, где дети уже с раннего возраста начинают петь так, как поют старшие. Но как быть с городскими детьми? Ведь у городских детей могут не только быть разные певческие навыки, но и отсутствовать определенные слуховые представления о манере пения. Как часто строй, ансамбль, тембровое звучание хора страдают от пестроты вокальной манеры его участников. Только единое звукообразование обеспечивает тембровый и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.

Какими приемами добиваться единой манеры пения? Прежде всего, педагог сам должен отчетливо представлять, какую именно манеру, стилистку песенного фольклора будет осваивать коллектив. Обычно это местный говор и манера пения. Для народных ансамблей и хоров, создающихся в крупных городах, нужно найти единые областные традиции пения и говора и опираться в своей работе только на них. В то же время нельзя искусственно изменять говор, если он существует в детской среде, и в детском фольклорном интонировании, так как это естественный способ выражения их разговорной и певческой речи. Перенимание «с голоса» манеры пения — один из методов вокального воспитания. Слабоподготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой народного пения. В коллективе, созданном на основе определенной певческой манеры, навыки постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Необходимы и индивидуальные занятия с певцами, не владеющими манерой пения хора; для их обучения можно использовать CD- диски и другие носители с записями песенных образцов. Прослушивание песен даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведении, которые запечатлеваются в памяти.

Важный момент в народном вокале — «разговорность» пения. Петь так, как говоришь — один из принципов народного исполнения. Только тогда возникает ясность и выразительность передачи слова. А единственный способ донесения содержания песни до слушателя — понятные слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, с таким произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи.

Известно, что плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию. В то же время хорошо и ясно произнесенное слово не только создает предпосылки для выразительного исполнения, но и помогает самому процессу пения. Так, быстрые и легкие перемещения языка, губ сохраняют устойчивое положение гортани. Добиваться же этого следует освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата.

Добиваясь от юных певцов четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям.

  1. Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани.

  2. Произносить песенную фразу на распев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.

  3. Произносить туже фразу на распев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука.

  4. Петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

  5. Добиваясь четкой дикции в хоре, ансамбле можно использовать способ произношения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в перенесении согласных с конца слога к следующему слогу. Как например, в песне «Подъезжали мы под село»:

По — дъе — зжа — ли мы по — дсе — ло,

За — и — гра — йду — до — чка, ве — се — ло …

Это упражнение — прочтение хором текста, разделенного на особые певческие слоги, помогает выработать одновременное произношение согласных всеми певцами.

  1. Наиболее полезными и эффективными для улучшения техники слова произношения являются песни — скороговорки. Они словно специально созданы в народе для тренировки дикции и артикуляции. Например, скороговорка:

При многократном повторении песни — скороговорки необходимо следить за четким и ясным пропеванием каждого звука с утрированным произношением текста.

Подобное упражнение и песни приносят большую пользу каждому певцу и оказывает соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения.

От качества звука, четкости произносимого слова зависят и другие элементы хоровой звучности. Правильное певческое позиция, единая манера звукообразования — необходимое условие для достижения устойчивой певческой интонации.







Все вокальные навыки — дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.

Уже в самом начале обучения детей народному пению на уроках фольклорного ансамбля можно начинать проводить музыкально-образовательную работу. Цель ее состоит в том, чтобы, поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение их к творческому процессу пения. Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музыкального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром, разносторонность музыкального образования. Общая вокально-хоровая работа с детьми должна вестись в зависимости от подготовленности певцов, их возраста. Преподаватель на уроках фольклорного ансамбля не должен забывать о различиях в работе с детьми старшего и младшего школьных возрастов. Младшие школьники менее выносливы, у них меньше возможностей концентрировать внимание, они быстро устают от частых повторений, нужно уметь активизировать их внимание. Лучшие хоровые произведения для разучивания — народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Таких образцов можно найти довольно много в детском музыкальном фольклоре. А так как у маленьких детей голос очень не ровен, что особенно проявляется в пении различных гласных, звучащих подчас пестро и некрасиво, такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам характер народных детских песен способствует выработке легкого, льющегося звука, который обязательно скажется и на более ровном и красивом интонировании гласных.

На занятиях фольклорного ансамбля «Славяночка», в «Центре детского творчества «Колычево» г. Коломна, навыки народного хорового пения прививаются детям по заранее разработанной мною дополнительной общеразвивающей программе «Музыкально-поэтический фольклор» (стартовый и базовый уровни). На первом этапе преобладает пение с музыкальным сопровождением, пение в унисон с целью образования единой манеры, необходимой для хорового ансамбля, а также исполнение уже ранее выученных попевок и песен различных жанров, что помогает детям почувствовать логику развития мелодической линии в народной песне. На последующих этапах дети осваивают пение «a cappella» (пение без музыкального сопровождения), пение с элементами двухголосия. На последнем этапе обучения народному пению по программе, воспитанники осваивают навыки двухголосного пения.

Следует не забывать и о хореографическом движении в сочетании с пением. Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.

Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на школьных мероприятиях и праздничных концертах. Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.

Заключение.

Итак, проанализировав особенности народной манеры пения и методику ее овладения, могу сделать следующий вывод. Для овладения народной манерой пения необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Это, прежде всего открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание. Народный голос звучит естественно «близко» на «губах». В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. Петь так, как говоришь, поэтому главный момент в пении — разговорность. Руководители хоров, ансамблей применяют различные упражнения, попевки, песни, которые основываются на русских народных песнях. Этих упражнений множество и важно сказать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию. В методике руководителей определяется главная цель обучения целостному, разговорному способу пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно-окрашенная речь является ведущим смысловым началом. При овладении народной манерой пения необходимо использовать народный музыкальный фольклор, который в свою очередь богат разнообразными жанрами, лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными и другими произведениями. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого и используется комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают при овладении народной манерой пения.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна