Особенности татарского фольклора

Событие завершилось
12+

Каждый народ мира уникален, и неповторима его душа, сокрытая в духовном творчестве — фольклоре. Татары — древний народ с великой историей и богатейшим культурным наследием, а татарский фольклор с первых секунд знакомства с ним поражает своей самобытностью. Мифология татар в фольклоре Чтобы лучше понимать татарские песни, танцы, баллады, поэмы и т. д., нужно иметь хоть какое-то представление о мифологии этого народа. Все мифы татар делятся на несколько тематических групп, среди которых выделяют такие: отношения между животными и людьми; устройство мира; боги; представители, так называемой, низшей мифологии. Мифы находят свое воплощение в устном народном творчестве татар еще доисламской эпохи. В сказках, песнях и других произведениях люди часто встречаются с животными и, либо враждуют, либо совместно решают какие-то задачи. А еще чаще они превращаются друг в друга: например, волк — в красавца-джигита, голубка — в прекрасную кроткую девушку… Из сохранившихся до наших дней образцов эпоса, можно сделать выводы, что татары когда-то представляли Землю плоской, держащейся на бычьих рогах. А бык этот, в свою очередь, крепился на усах громадной рыбы, рассекающей безбрежный океан. Боги в мифологии татар обычно выполняют каждый свою, личную функцию. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Общее же название высших существ — Тэнгри. Интересны татарские фольклорные произведения, в которых фигурируют представители низшей мифологии: злое чудовище Див; волосатый властелин леса Шурале, способный до смерти защекотать человека; жуткий Убыр, вселяющийся в тело и занимающий место души, и другие колоритные антигерои. А еще духи, с точки зрения татарской мифологии, хозяйничают в разных стихиях. Например, Су анасы — это мать воды, а Су кызы — ее дочь, Господин воды — Су иясе, а в доме хозяйничает Йот иясе. Их тоже часто можно встретить в произведениях фольклорного творчества. Баиты У многих народностей одним из самых распространенных жанров фольклора является эпос. Но только не у татар. Они предпочитают баиты — стихи с двустрочной строфой, чемто похожие на баллады. Баиты обычно создавались после каких-то значительных событий в истории: войн, восстаний, гибели уважаемых людей и тому подобное. Сохранившиеся образцы этого лироэпического жанра имеют, как правило, трагический характер, исторический сюжет и персонажей, списанных с реальных прототипов. Повествование в них ведется от первого лица. Сказы Сказки — это, пожалуй, самый популярный, интересный и «живучий» жанр фольклора. Их рассказывали тысячи лет назад — рассказывают и сейчас. Татары тоже обожают сказки, особенно волшебные. Чаще всего главным героем в них выступает могучий богатырь, способный на самые невероятные подвиги, а в названиях фигурирует слово «батыр». Так, например, до наших дней дошли сказки «Тан-батыр», «Камыр-батыр», «Эпи-батыр» и другие. Есть в сокровищнице этого народа сказки о животных, бытовые сказки. Последние отличаются простотой и лаконичностью. У них понятный, состоящий всего из нескольких эпизодов, сюжет, практически никогда не бывает повторов и витиеватых композиционных элементов. Сказки изобилуют диалогами и часто насквозь пропитаны юмором или острой сатирой. Хорошим примером такого произведения является сказка «Хитрый старик», которую сегодня изучают в школе. Афористические жанры Настоящий кладезь мудрости — татарские пословицы и поговорки. Практически все они являются руководством к действию и дают четкие ответы на вопросы, что такое «хорошо» и что такое «плохо». По сути, этот афористический жанр долгое время заменял татарскому народу конституцию, потому что в пословицах и поговорках литературно оформлены нормы права. И соблюдать их нужно было обязательно. Не менее интересное явление — татарские загадки. Первые из них появились еще в седую старину. Еще в те времена, когда татары выживали за счет охоты и были суеверны. Считалось, что нельзя вслух произносить названия животных, стихий, способов охоты и т. д. Люди свято придерживались табу, а для того, чтобы хоть как-то понимать друг друга, придумывали загадки. В этих шедеврах малых фольклорных форм обычно есть и вопрос, и ответ, скрытый от «невооруженного» глаза, но, в принципе, лежащий на поверхности. Со временем тематический диапазон татарских загадок существенно расширился, и сегодня в них отражаются практически все сферы жизнедеятельности человека.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна