Фольклор как традиционное устное творчество народа

Событие завершилось
12+

Фольклор — художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры). Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Термин «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.

В отличие от литературы — индивидуального творчества писателей — фольклор представляет собой коллективное творчество. Коллективность в фольклоре выражается в том, что создатели и исполнители произведений опираются на общефольклорный опыт и традицию, и вместе с тем вносят в произведение новые черты и детали, приспосабливая его сюжет, образы и стиль к конкретным условиям исполнения. Произведения могут создаваться и коллективом, и отдельными лицами. Если они соответствуют запросам и вкусам коллектива, народа, то начинают бытовать в его среде. Также коллективность фольклора выражается в том, что отдельные произведения осознаются как общее достояние народа, они долго живут, передаются от поколения к поколению. Но каждый исполнитель может изменить произведение сообразно своему творческому замыслу. Индивидуальная импровизация осуществляется все же по издавна установившимся схемам, на основе коллективно выработанных средств художественной выразительности. Коллективное начало характерно для фольклора на всех периодах его исторического развития.

Традиции в фольклоре и по их характеру, и по формам проявления имеют намного большее значение, чем в литературе. Традиционность в народном поэтическом творчестве выражается в относительной устойчивости словесного текста, напева, характера исполнения, передачи произведений, как правило, от поколения к поколению, сохранении в течение веков произведений с определенными сюжетами и героями, формами и выразительными средствами. Традиции — результат коллективного творчества и вместе с тем — форма коллективного сохранения фольклора. Традиция имеет свои социально-исторические основы и обусловлена важными жизненными обстоятельствами. Однако большая устойчивость в фольклоре отнюдь не означает того, что в нем не происходит никаких изменений. Специфика фольклора в том и состоит, что в нем в рамках общей устойчивости происходят постоянные, непрерывные, никогда не прекращающиеся изменения.

Вариативность — обязательный признак фольклорных произведений. В живом бытовании они существуют только в конкретных вариантах. Степень различия вариантов может быть неодинаковой. Отличать варианты может то, что в них какие-нибудь слова заменены другими, близкими по значению, одни и те же мысли имеют несколько иную форму выражения. Они могут различаться по содержанию. Варианты могут в той или иной мере отличаться друг от друга по степени сохранности. Один вариант может быть более полным, другой сокращенным. Варианты могут отличаться друг от друга особенностями художественной формы. В вариативности получают свое отражение факторы изменения текста произведений (исторические условия, мировоззрения народа). Варианты фольклорных произведений помогают понять смысл и причины тех изменений, которые происходят в фольклоре.

Важнейший признак фольклора — его устность. Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому ему была присуща устная форма выражения. Именно то, что фольклор — это устная форма творчества, является причиной вариативности произведений народного творчества.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии, то есть характеризовался слиянием с практической жизнью. Остаточные формы синкретизма сохранились в обрядах, заговорах. Это может быть взаимодействие слово — музыка — жест.

Жанры фольклора:

Эпос: стихотворный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи) и прозаический: сказки (волшебные, о животных, социально-бытовые), несказочная проза (предания, былички, легенды).

Драма: обрядовая форма, театр.

Лирика: обрядовая (Календарная: зимняя: колядки, подблюдные песни; весенняя: масленичные, веснянки, егоровские песни; летняя: купальские, костромские; осенняя: жнивные песни. Семейная: родильная: величания, заклинания; свадебная: причитиания, величания, ритуальные песни, корильные песни; похоронная: причитания).

необрядовая (Деревенская: протяжные песни: рекрутские, солдатские, разбойные, тюремные, ямщицкие; частые песни: любовно-семейные (могут быть и протяжными), шуточные, сатирические. Городская лирика).

Пропп: жанр определяется его поэтикой, бытовым применением, формой исполнения, отношением к музыке, важен исторический момент.

Не все жанры сохранили актуальность. Былины, исторические песни, духовные стихи стали застывшими жанрами. А, к примеру, баллада нашла развитие в современной балладе городского типа (романс).

Происхождение фольклора: три школы, три теории. Школы:

мифологическая: начало 19 века в Европе: братья В. и Я. Гримм. Русская — 1840-50 гг.: Буслаев: связь фольклора, языка и мифологии. Миф — форма народной мысли и народного сознания. «Младшие мифологи» — сравнительный метод, привлекли фольклор других индоевропейских народов. Яркий представитель — Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов.». Также О. Миллер, Потебня.

миграционная: 50-70 гг. 19 века, сходство произведений — исторические связи народов. Основоположник — Бенфей. Изучал сказки. Русская наука пришла к этой теории вполне самостоятельно, независимо от Бенфея. Работа Пыпина: «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских». Стасов «Происхождение русских былин». Он и Веселовский обогатили теорию: говорят, что встречаются «схожие сюжеты» из-за сходства первооснов развития общества.

историческая: рубеж 19-20 веков. Связь фольклора с историческими событиями. Костомаров, Дашкевич, Халанский, Рыбаков. Вс.Миллер «Очерки русской народной словесности».

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна