Особенности сценарного творчества
Что нужно сделать для того, чтобы наше искусство было созвучным и необходимым своей эпохе? Как найти тот кратчайший путь, который приведёт нас к сердцу и разуму современников? Эти вопросы всегда волновали и волнуют сценаристов, режиссёров, художников, тех, кому не безразлична судьба людей, для которых они создают свои произведения. Ответы на эти вопросы ищут те, У кого есть что сказать своим современникам, своим потомкам; те, кто не может не говорить о волнующих их проблемах, о том сокровенном и наболевшем, что волнует многих; те, у кого есть чем поделиться с другими. И каждый ищет свой путь, свои тропинки к сердцам и разуму читателей, зрителей, аудитории. Но важно помнить о том, предостерегает нас известный режиссёр-практик, один из наиболее глубоких теоретиков режиссуры Г.А. Товстоногов, что «зритель сегодня становится интеллигентнее. И на него надо работать, на этого зрителя. Не на неуча, не на невежду, а на человека, живущего чувством сопричастности всему, что происходит в мире. Время диктует новую формулу: сколько будет режиссеров-художников, столько будет и театров! То есть художественных организмов, достойных этого имени» (66, 31). В связи с этим Г.А. Товстоногов обращает наше внимание на то, что сегодня сценическое искусство, основной целью которого является формирование духовного мира современников, обязано быть не только человечным, но и умным. И если режиссёр в своём творчестве идёт верным путём, то он не должен бояться оказаться непонятым, так как к нему пришёл умный зритель. «Мы можем спорить с ним, расходиться во взглядах и вкусах, идти к признанию разными и неожиданными дорогами. Но есть одна великая истина и великая загадка: все вкусы сходятся, все симпатии объединяются перед лицом большого искусства» (66, 17). Эти высказывания великого театрального режиссёра ГА. Товстоногова сегодня особенно современны. И несмотря на то, что не все разновидности современных театрализованных действ, в силу своей специфичности, требуют создания целостного художественного образа праздничного события, сценаристу, работая над созданием театрализованного представления или праздника, необходимо помнить об этом и стремиться в своих помыслах к высокому, прекрасному и великому. А для этого необходимо познать путь к великому искусству, выявить и понять закономерности художественного творчества.
Однако что же такое искусство? Каковы его сущность и назначение? Исходя из толкований данного понятия такими известными мыслителями, как Аристотель, Гегель, Белинский, Чернышевский и др., искусство — это прежде всего особая форма познания, осмысления, оценки и интерпретации окружающего мира. Согласно данной трактовке, главным смыслом искусства является воспроизведение тех или иных сторон окружающей нас действительности, чтобы лучше понять их с целью постижения истины. Главное отличие искусства от других сфер общественного познания и деятельности в том, что оно «удовлетворяет универсальной потребности человека — восприятию окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности» (81, 118).
Л.И. Новикова, сопоставляя искусство с другими видами эстетической практики, пришла к выводу, что значение искусства состоит, прежде всего, «в познании, интерпретации и эстетической оценке действительности путём её художественно-образного воспроизведения, в развитии на этой основе эстетических потребностей и способностей. Поэтому, как продукт искусства художественное произведение имеет самостоятельную идейно-художественную ценность» (43, 14). Таким образом, мы видим, что процесс творчества, с одной стороны, находится в прямой зависимости от социальной действительности, нарушение законов которой приводит к невосполнимым потерям. С другой же стороны, в основе этого процесса находится субъект — художник, осуществляющий субъективный поиск.
Поэтому искусство, как утверждал Г.А. Товстоногов — бесконечный процесс и всегда поиск, движение. Создание очередного художественного произведения для художника, сценариста, режиссёра это всегда открытие чего-то нового, до сих пор неизвестного, что удивляет и волнует не только самого художника, но и тех, для кого это предназначено, что заставляет думать, размышлять, делать выводы. Искусство — это творчество, а творчество- это всегда тайна, которая существует, но которую никто не может разгадать, так как это процесс сугубо личностный, индивидуальный.
Вместе с тем, Л.А. Дмитриев в своей книге «Тайны творчества» изложил все законы драматургического творчества одной фразой:
«Чтобы написать полноценное драматическое произведение, нужны свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, напряжённый конфликт, чёткая фабула, острый сюжет, яркие характеры, ёмкий диалог, чистота жанра, точная композиция, авторское кредо и художественный образ». И это не подлежит сомнению. Однако решить эти задачи не просто. По утверждению доктора филологии, профессора РАТИ, академика и одного из основателей Независимой академии эстетики и свободных искусств Марка Яковлевича Полякова, «художественное произведение -сложное эстетическое образование, состоящее из трех основных планов: 1) определенной материальной системы (звуков, слов, красок, в зависимости от рода искусства); 2) реализуемого этой системой сложного содержательного (семантического) поля; 3) идейно-эмоциональной системы (т.е. цепи идей, порождающих определенную надтекстовую «модель жизни»)» (50, 62). И все эти три основных пласта эстетической информации, по его мнению, и творят единство объективного и субъективного, сливаясь в органическую целостность конкретного художественного произведения. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа:
— познание и творческая переработка впечатлений и знаний действительности;
— возникновение художественного замысла;
— реализация замысла, его воплощение в произведение искусства;
Все эти этапы составляют творческий процесс создания сценариев различных театрализованных представлений и массовых праздников, так как сценарное творчество, как и творчество художника любого направления, представляет собой специфический тип художественного мышления.
Художественный тип мышления определяют следующие качества:
— мировоззрение, мироощущение, мировосприятие;
— художественные способности;
— природная одарённость с её чувственно-эстетическим восприятием мира.
Быть творческой личностью — значит иметь определённые духовные данные, особую, эмоциональную восприимчивость, наблюдательность, воображение, фантазию. Истинный художник от других людей отличается, прежде всего, умением видеть. Видеть то, чего не замечают другие, уметь из каждой ситуации выносить самое существенное, её зерно, её атмосферу. «Не все люди внимательны к цвету, хотя все окружающее нас имеет цвет; не все внимательны к звуку, хотя каждый окружен звуками; не все внимательны и к слову, хотя все пользуются им; не все интересуются действием, хотя не существует бездействующих. Для потребителя «материал искусства» сам по себе никакой цены не представляет -на то он и материал. Его ценит и изучает специалист, потому что он ему нужен — из него он создает то, что может быть оценено и другими» (27, 287). Истинный художник воспринимает и оценивает окружающий его мир по-своему, видит в частных явлениях общечеловеческий смысл. Так, по Р. Гамзатову, «в одной капле дождя спит потоп», по О. Хайяму — «в зерне — вся жатва», по девизу на шекспировском театре «Глобус» — «весь мир играет комедию…» Такое уменье видеть обусловлено соответствующей потребностью и надлежащей вооружённостью, а единый зародыш того и другого называют способностями, дарованием, талантом» (27,550), -утверждает П.М. Ершов в своей книге «Искусство толкования», рассуждая о режиссёрском творчестве.
Вместе с тем, возможность реализации дарования определяет лишь труд, так как способности, не помноженные на труд, бесплодны. И только труд даёт общественную ценность любому природному дарованию. Поэтому не нужно надеяться на пословицу, которая гласит о том, что поэтами родятся. Она верна лишь отчасти, так как человек, родившийся поэтом, ещё должен им стать. А это немыслимо без упорного каждодневного труда. Поэтому будущему сценаристу необходимо воспитать в себе потребность постоянной работы над собой. И лишь когда читать, наблюдать, анализировать, сочинять станет для него обычным занятием, жизненной необходимостью, а сознание и сердце ежеминутно будут радоваться познанному, увиденному и придуманному им, результат не заставит себя долго ждать. При этом нужно помнить, что художественное произведение представляет собой сложное эстетическое идейно-художественное явление. И понять, что перед нами художественное произведение, — это, прежде всего, значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.
Рассматривая драму в системе художественной коммуникации, член Союза писателей и Союза театральных деятелей М.Я. Поляков говорит о том, что «система взаимоотношений между художественным произведением и действительностью мотивирована субъективной позицией писателя и внутренними законами художественного творчества…Произведение как некий идейно-художественный комплекс, как сообщение, осуществленное при посредстве языкового материала, во-первых, охватывает определенные явления действительности (объективный момент) и, во-вторых, выражает отношение к ней писателя (субъективный момент)» (50, 61). Поэтому рассуждая об искусстве театра, К.С. Станиславский, утверждал, что театр, отражая жизнь, не механически копирует её, а даёт художественный синтез жизненных процессов и явлений. Однако чтобы это произошло, «у художника должна быть собственная позиция, своя точка зрения, но всегда социально значимая, философская, этическая, эстетическая, глубина которой рождена его идейностью. Поэтому надо видеть мир с высоты социально-этического идеала. Вот высота, с которой художник смотрит на явления действительности. Чем значительнее этот идеал, тем большее общечеловеческое значение приобретает творчество художника» (54, 59).
Таким образом, мы видим, что истинный художник должен иметь нравственное здоровье и отзывчивое сердце, так как истинное искусство возникает лишь на прочной основе нравственных этических убеждений и ценностей. Его цель — утверждение добра, утверждение гуманизма. В своё время Лев Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают, что художественное произведение составляет одно целое, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю: цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету» (67, 18).
Продолжая мысль Льва Николаевича Толстого, Марк Яковлевич Поляков утверждает, что смысл художественного произведения в отношении автора к изображаемым им явлениям действительности. И доказывает эту мысль на примере пьесы М. Булгакова «Бег», где мы находим не только изображение хода конкретных событий, личных судеб персонажей, но и особое понимание того, что лежит за пределами конкретных ситуаций драмы. «В основе идейно-эмоциональной субструктуры драмы лежит грандиозная метафора» (50, 60).
Таким образом, в искусстве нравственные принципы творческой личности неотделимы от профессионального мастерства. И.С. Тургенев, в письме к Л.Н. Толстому писал: «Всякому человеку следует, не переставая быть человеком, быть специалистом; специализм исключает дилетантизм… а дилетантом быть—значит быть бессильным».
Константин Сергеевич Станиславский не признавал профессионального воспитания артиста вне его этического воспитания. Поэтому душу его «системы» составляет учение об артистической этике. Большое внимание этике в творчестве актёра и режиссёра уделял А.Д. Попов. Для него этика приобретает значение «необходимейшей гигиены творческого процесса». В связи с этим целью современной театральной педагогики является «воспитание художника, для которого искусство не только профессия и мастерство, но и его гражданское служение, его нравственный долг» (54, 54).
Следовательно, быть сценаристом — значит быть не просто творческой личностью, а быть художником-гражданином, чётко определившим для себя сверх-сверхзадачу своего творчества, которая вбирает в себя и жизненную цель, и мировоззрение, и духовное содержание, и понимание своей общественной миссии. Именно сверх-сверхзадача сценариста и поможет автору выйти за пределы чувственного и интуитивного творчества и потребует его осмысления с философских и гражданских позиций, а также определит тот свет идеи, который проявится в сценарно-режиссёрском замысле разрабатываемого праздничного действа. Необходимо стремиться, чтобы сценарий театрализованного действа, как и художественная ткань любого произведения искусства, представлял собой целостность, подобную живому организму. Однако для этого нужна не просто «техника», а, если можно так сказать, нужен «весь» художник. И здесь уместно напомнить утверждение великого режиссёра-педагога Константина Сергеевича Станиславского: «Каждый шаг, каждое движение во время творчества должны быть оживлены и оправданы нашим чувством. Всё, что не пережито… остаётся мёртвым» (59, 259). Вот, например, что писал Я.И. Полонский о том, что такое доводить форму лирического стихотворения до возможного для нее изящества: «Это, поверьте, не что иное, как отделывать и доводить до возможного в человеческой природе изящества свое собственное, то или иное, чувство… Трудиться над стихом для поэта — то же, что трудиться над душою своей».
Создание художественного произведения вбирает в себя не только труд над осмыслением окружающей и собственной жизни автора, труд над построением произведения, но и труд над «душою своей», И когда для художника это не три разных вида деятельности, а единый творческий процесс, тогда жизнь, содержащаяся внутри созданного произведения, как малая вселенная, будет отражать и проявлять в себе вселенную, полноту человеческой жизни, всю целостность бытия. Такое произведение становится «ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности» (79).
Всё это можно смело отнести и к творчеству сценариста театрализованных представлений и праздников, конечным продуктом творческой деятельности которого является создание такой драматургии праздничного действа, которая в момент её сценического воплощения создаст особый художественный мир празднуемого события. Мир, близкий и интересный конкретной аудитории, создающий все условия для её непринуждённого общения. Мир неповторимой творческой атмосферы, вовлекающий всех собравшихся в происходящее, превращая зрителей в активных участников праздничного действа. Мир, вызывающий глубокое эмоциональное впечатление, связанное с конкретным праздничным событием. Мир, который вбирает в себя художественно организованное, педагогически спрограммированное массовое действо, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.
Таким образом, сценарное творчество, помимо особых природных данных, требует от сценариста наличия интеллекта, высокой культуры, жизненного опыта, развитой фантазии, владения сложным искусством композиции, способности мыслить образами. И, главное — умение подчинять все части сценического произведения единому идейно-художественному решению, которое возникло в соответствии с авторским видением поднимаемой проблемы и согласуется с неким единством в его душе, в окружающих его людях, в мире.
Однако чтобы это произошло, чтобы творческий процесс по созданию сценариев театрализованных представлений имел качественный результат, необходимо познать закономерности художественного творчества, разобраться в особенностях и требованиях к драматургии театрализованных действ. Сценарист, прежде всего, должен:
— изучить законы классической драматургии;
— выявить разновидности и особенности драматургии театрализованных представлений и праздников;
— изучить виды и характер сценарного материала и средств выразительности разножанровых театрализованных действ;
— познать «технологию» работы над сценариями;
— уметь найти и сформулировать тему, выявить проблему, определить сверхзадачу и авторскую концепцию будущего сценария театрализованного действа;
— познать суть и этапы создания сценарно-режиссёрского замысла театрализованного представления;
— понять сущность сценарно-режиссёрского хода;
— знать принципы отбора сценарного материала;
— понять принципы выстраивания конфликта в сценариях театрализованных представлений и праздников;
— овладеть законами композиции;
— изучить и освоить приёмы монтажа эпизодов;
— освоить приёмы драматургизации документального, местного материала;
— уметь органически вводить художественный материал в ткань будущего сценария;
— научиться подчинять смысл и задачу отдельного номера сверхзадаче всего сценария в целом;
— постичь принципы соотношения номеров различных жанров со сценами из драматических или музыкальных спектаклей;
— научиться из разрозненных кусков сценарного материала собирать единое целое, совмещая порой несовместимое, сталкивая различные, порой противоположные, явления;
— научиться мыслить не только плавно развивающимся непрерывным действием, но и последовательностью отдельных, самостоятельных кусков, номеров, складывая, соединяя их в единую динамически развивающуюся монтажную структуру;
— научиться находить яркую форму выражения документальному факту, историческому событию;
— научиться выражать свою мысль ярким и ясным зрительным образом;
— уметь осуществить литературную запись сценария и т. д.
Вместе с тем, до конца постичь творческий процесс создания
сценариев театрализованных представлений и праздников, на наш взгляд, можно только посредством личных проб и ошибок в ходе самостоятельного творческого процесса работы над сценариями различных театрализованных программ. И несмотря на то, что всегда этот процесс будет проходить по-разному, всякий раз сценарист будет открывать для себя какие-то новые истины и приобретать определённый навык в конкретных этапах и нюансах этого сложного, загадочного и вместе с тем интересного дела. Становление, совершенствование сценариста происходит с каждым творческим процессом.
И если ты пытаешься овладеть искусством театрализованных представлений и праздников, то овладевай им до конца.
Вопросы для самопроверки;
1. Каковы сущность и назначение искусства?
2. Назовите личностные качества, определяющие художественный тип мышления.
3. Назовите основные этапы творческого процесса.
4. Каковы особенности сценарного творчества?
5. Перечислите требования к художественному произведению.
6. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать сценарист?
7. Назовите основные составляющие сценарной культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников.
Литература:
1. Вершковский Э.В, Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.
2. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.
3. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для редакторов и методистов НМЦ. — М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.
4. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. — Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. — 408 с.
5. Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра: Монография. — М.: МГУКИ, 2004. — 101с.
6. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. — М., 1988.
2. Разновидности современных праздничных программ
Вся наша жизнь сопровождается множеством событий личного, коллективного и общественного характера, которые вызывают праздничное настроение, желание встретиться с друзьями, родственниками, сослуживцами или просто оказаться в праздничной толпе знакомых и незнакомых нам людей. В праздничный день нам хочется полюбоваться праздничной фиестой или салютом, послушать выступления известных политиков, писателей, художников, принять участие в шуточных соревнованиях, конкурсах, потанцевать, послушать музыку, посмотреть на заезжих или местных артистов, пообщаться с интересными людьми, спеть хором под гитару, побродить по праздничным улицам. Хорошо или не очень, но эти праздничные события сегодня художественно организованы. Масштаб праздничного действа, место проведения, форма, жанр и, соответственно, используемые средства выразительности зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого события. Немаловажную роль здесь играют потребности аудитории, для которой организуется праздничное событие, объём имеющихся финансовых средств, количество и уровень исполнительского мастерства творческих коллективов, которые могут быть задействованы в театрализованном представлении, а также талант, нравственные и гражданские позиции устроителей данного праздника. Анализ практики художественной организации праздничных событий выявил, что каждая программа имеет свой набор сценарного материала и разную степень участия в программе зрительской аудитории. В результате выделяем следующую разновидность современных праздничных программ:
— игровые;
— развлекательно-игровые;
— зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные;
— информационно-развлекательные;
— конкурсные;
— зрелищные;
— художественные и литературно-художественные;
— документально-художественные;
— документально-публицистические;
— церемониально-обрядовые;
— комплексные программы.
Данная разновидность программ предложена исходя из сценарного материала, который преобладает в той или иной программе, а также степени участия в праздничном действе присутствующей аудитории. Остановимся на каждой программе отдельно.
Так, игровые программы создаются на основе различных игровых форм: игр, игр-аттракционов, викторин, загадок, лотерей, конкурсов, аукционов, эстафет и т. д. Наряду с игровыми формами, здесь используется и художественный материал: поэзия, проза, музыка, хореография, пластика и другие виды литературы и искусств, которые органично «вплетаются» в развивающееся действо. Обязательное условие организации таких программ — активизация аудитории. Здесь нет зрителей — все являются участниками программы.
Само название развлекательно-игровых программ говорит о том, что их сценарии создаются на основе различных развлечений и игровых форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады, головоломки, викторины, состязания и многое другое, что позволяет аудитории самовыразиться, испытать и показать себя, выявить и продемонстрировать свои способности и возможности. И, конечно же, здесь также не обойтись без использования имеющегося многообразия художественного материала, который будет способствовать созданию необходимой атмосферы развивающегося действа, непринуждённого общения, самодеятельного творчества и активного отдыха собравшихся людей. Сценарии игровых и развлекательно-игровых программ представляют собой художественно организованную программу действий аудитории.
Несмотря на то, что само действие участников любой программы являет собой зрелище, в отличие от двух предыдущих программ, зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные программы, помимо игровых форм (первая — и развлечений, включая и игровые формы — вторая), имеют в своей основе концертные номера различных жанров. То есть сценарии данных программ представляют собой синтез игрового и художественного материала — в первом случае и синтез различного рода развлечений, игровых форм и художественного материала — во втором случае, в одинаковой степени, в равных пропорциях. Здесь аудитория является не только прямым участником предложенных программой форм действия, но и активным зрителем, сопереживающим происходящему, что способствует удовлетворению и формированию более широкого спектра её потребностей.
Информационно-развлекательные программы выстраиваются на основе документального материала, развлечений и игровых форм. Художественный материал может использоваться как равный среди вышеназванного основного сценарного материала, так и выполняющий вспомогательную функцию для эмоционального воздействия на аудиторию или создания условий для активного отдыха Информационный материал такого рода программ не должен быть тяжёлым для восприятия и преобладать над развлекательно-игровыми формами. Идеальным является тот вариант, когда в программе игровые и развлекательные формы помогают донесению информации до аудитории и способствуют его осмыслению.
Структуру конкурсных программ составляют самые разнообразные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообразности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным материалом, могут быть различные игровые формы, а также художественный материал. Степень использования художественного материала и разнообразия игровых форм определяется принципами организации сценарного материала и разновидностью конкурсной программы. Степень активности аудитории здесь неодинакова. Одни являются прямыми участниками действия, другие -зрителями, активно им сопереживающими.
В основе сценариев зрелищных программ может лежать только художественный материал во всём его многообразии. Сценарии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе синтеза художественного и документального материала. И тот, и другой материал может быть использован в равной степени, а может преобладать один из названных видов сценарного материала. Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и исполнителей, хотя каждый сценарий данной разновидности программирует в определённой степени активизацию аудитории. Зрелищные программы отличаются разнообразием средств сценарной и режиссёрской выразительности, многожанровостью, неординарностью подачи и лёгкостью восприятия сценарного материала.
Художественные и литературно-художественные программы выстраиваются на основе художественного материала и предполагают деление на зрителей и исполнителей. Вместе с тем, исходя из принципов организации сценариев таких программ степень активизации аудитории может быть разной. Одновременно в одной программе, сценарным материалом художественных программ могут быть все разновидности искусства, и все они могут выступать здесь на равных, или один вид искусства может преобладать над другим. Сценарным материалом художественной программы может выступать и какой-то один вид искусства и ценность её от этого не снизится. Литературно-художественная программа требует в равном соотношении литературного и художественного материала, возможно и преобладание литературного материала. Если мы наблюдаем обратное, то тогда программа будет художественной. Названные программы могут раскрывать различные темы, поднимать проблемы, волнующие современного человека, восприятие таких программ требует подготовленного зрителя, способного воспринимать произведения искусства, умеющего думать, анализировать.
Документально-художественные программы в своей основе содержат документальный материал. Художественный материал является вторичным в процессе работы над созданием данной программы, хотя он может быть в сценарии такой программы в преимуществе, так как документальный, местный материал требует образного решения. Местный материал в отдельных программах такого вида может являться основным, а в других программах не использоваться вообще. Также в документально-художественных программах обстоит дело и с активизацией аудитории. В одних программах она максимальна, в других лишь на уровне сопереживания.
Документально-публицистические программы требуют максимальной активизации аудитории. Сценарным материалом здесь является документальный и местный материал. В центре внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив, группа или же какой-то жизненный факт, общественно значимое событие, которое волнует конкретную аудиторию. Художественный материал здесь несёт вспомогательную функцию, несмотря на то, что иногда преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организации сценарного материала.
Сценарии церемониально-обрядовых программ в одном случае в основе своей содержат документальный местный материал. Как и в документально-публицистических программах здесь сценарий выстраивается вокруг конкретных людей, в центре развивающегося действия находятся реальные герои. В другом случае в основе сценариев лежат традиционные церемониально-обрядовые действа конкретной местности, коллектива, семьи. Однако и те и другие программы предусматривают максимальную активность аудитории и проведение различных церемониально-обрядовых действ. Здесь обязательно использование художественного материала, в одном случае как вспомогательного материала, в другом случае художественный материал может лечь в основу сценарного замысла, когда речь идёт о народных праздниках и обрядах.
Комплексные программы могут вбирать в себя весь вышеназванный сценарный материал: документальный, публицистический, местный, художественный, фольклорный. В комплексных формах широко используются церемониально-обрядовые действа, различные игровые формы, конкурсы, развлечения. Комплексные программы представляют собой сложную систему, состоящую из многообразия перечисленных выше программ, которые и являются их составляющими. Так, одна комплексная программа может вбирать в себя документально-художественную программу, зрелищную, конкурсную, церемониально-обрядовую, игровую, развлекательную и др. Выстраивание сценариев комплексных программ основывается на широкой организации деятельности участников праздничного действа и использовании всего многообразия средств идейно-эмоциональной и иносказательной выразительности.
В связи с драматургическими принципами организации сценарного материала каждый вид программы имеет свои внутренние разновидности. Так, программы могут быть: дивертисментными, тематическими, сюжетно-тематическими и театрализованными.
Дивертисментные программы иначе называют сборными. Такие программы включают в себя, согласно своей разновидности, определённый набор сценарного материала: игровых форм, развлечений, конкурсов, концертных номеров на различные темы. Они не требуют от сценарного материала тематического единства. Отбор сценарного материала для дивертисментных программ происходит исходя из воспитательных задач, стоящих перед их организаторами, и существующих принципов отбора сценарного материала, среди которых на первое место здесь выходят: принцип соответствия материала психолого-педагогическим и возрастным особенностям аудитории, принцип соответствия его художественно-эстетическим качествам, соблюдения принципов новизны и достоверности сценарного материала. Организация сценарного материала должна соответствовать особенностям места проведения программы и подчиняться принципам зрительского восприятия.
Тематические программы, помимо соблюдения вышеназванных принципов отбора и организации сценарного материала, требуют строгого подчинения отбираемого сценарного материала заданной или выбранной теме будущего сценария. Организацию сценарного материала в сценарий программы необходимо осуществлять в соответствии с принципами зрительского восприятия.
Сюжетно-тематические программы отличаются наличием в них сюжетного хода, который организует отобранный в соответствии с разновидностью конкретной программы сценарный материал. Отбор материала здесь происходит в соответствии с идейно-тематической направленностью программы, психолого-педагогическими и возрастными особенностями аудитории и особенностями сценической площадки или места проведения программы, в соответствии с художественно-эстетическим качеством материала, его достоверностью и новизной. Выстраивание программы требует соблюдения логики развития сюжета, темы сценария и законов зрительского восприятия.
Театрализованные программы требуют, помимо всех вышеперечисленных принципов отбора сценарного материала, соответствующего определённой разновидности программы соблюдения принципа соответствия отбираемого материала сценарно-режиссёрскому замыслу будущего театрализованного действа. Художественная организация отобранного сценарного материала осуществляется методом театрализации. В свою очередь, метод театрализации требует организации сценарного материала по законам драматургии — создания художественного образа программы и организации деятельности аудитории.
Вместе с тем ещё до сегодняшнего дня происходит путаница, даже, к сожалению, среди профессионалов в разграничении метода театрализации и метода иллюстрации в массовых действах. Уместно, на наш взгляд, заметить, что метод иллюстрации, который широко применяется в массовых формах, не менее интересен и значителен, чем метод театрализации. Главное — уметь им грамотно пользоваться. Метод иллюстрации представляет собой внесение элемента художественности (музыки, песни, танца, кинофрагмента, отрывка из спектакля, концертного номера) в праздничную программу (дивертисментную, тематическую) без видоизменения её формы. Использование метода иллюстрации способствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории в ходе программы, доступности её восприятия и более прочному её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на аудиторию.
Театрализация, в свою очередь, требует, прежде всего, органичного вплетения используемых средств выразительности в развивающееся действие, их целостного единства с происходящим, а не сводится к костюмированию персонажей или иллюстрированному использованию в праздничном действе отрывка драматургии или любого другого вида искусств. Театрализация представляет собой сложный творческий метод, который может быть использован лишь в особых социально- психологических условиях и представляет собой синтез художественного вымысла и реальной действительности, который рождает новое неповторимое документально-художественное действие. Более того, театрализация требует не только наличия и завершённости развивающегося по законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в корне отличает её от иллюстрации.
Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использовании метода иллюстрации, как и метода театрализации, сценаристу необходимо знать, о чём он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить предстоящее действо.
Обычно для игровых, развлекательно-игровых, зрелищно-игровых, информационно-развлекательных, конкурсных, зрелищных (концертных) программ больше характерны три первых принципа организации сценарного материала.
Театрализованные программы данных разновидностей в практике встречаются реже. Что касается зрелищных, литературно-художественных, документально-художественных, художественно-публицистических, церемониально-обрядовых и комплексных программ, то они чаще бывают тематическими, сюжетно-тематическими и театрализованными. Комплексная программа может вбирать в себя все разновидности программ: дивертисментные, тематические, сюжетно-тематические и театрализованные.
Каждая из перечисленных разновидностей программ представлена конкретными формами.
Так, к игровым программам можно, прежде всего, отнести игровые программы как таковые, а также утренники, детские конкурсы и т. д.
Развлекательно-игровые — это вечера отдыха, вечера знакомств, посиделки, балы и т. п.
Зрелищно-игровые программы — утренники, детские праздники, конкурсы и т. д.
Зрелищно-развлекательные программы — это «огоньки», посиделки, праздники, карнавалы, конкурсы, ток-шоу и т. д.
Информационно-развлекательными программами можно назвать дискотеки, ток-шоу, конкурсы эрудитов и т. д.
Конкурсные программы представляют собой различные конкурсы: «КВН», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, бабушки!», конкурсы Красоты, конкурсы допризывников, профессиональные конкурсы и т. п.
К зрелищным программам относятся такие формы, как концерты, гала-концерты, массовые театрализованные представления, светозвукоспектакли, а также цирковые, эстрадные, лазерные, спортивно-бальные, водные и другие шоу, спортивно-художественные представления на стадионах, карнавалы и т. д.
К художественным и литературно-художественным программам можно отнести театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции, литературно-художественные вечера, поэтические композиции, музыкальные вечера, литературно-художественные праздники, фестивали Искусств и т. д.
Документально-художественные программы — театрализованные представления, тематические театрализованные вечера, государственные праздники, региональные праздники, мемориально-художественные праздники, праздники профессий, праздники Искусств и т. д.
Документально-публицистическими программами могут быть тематические вечера, марафоны, театрализованные представления, публицистические представления, митинги-концерты, вечера-митинги, вечера-памяти и т. д.
К церемониально-обрядовым программам относятся семейно-бытовые, гражданские и трудовые обряды, народные праздники, презентации, вечера-чествоваиия, вечера-ритуалы, праздники коллективов, личностные праздники и т. д.
Комплексные программы — это массовые праздники, фестивали, декады, дни семейного отдыха и другие формы.
Таким образом, одна и та же программа может быть представлена несколькими формами в зависимости от сценарного материала и степени включённости аудитории в действие. При этом каждая форма требует своей композиционной структуры.
Все театрализованные формы имеют общие структурные признаки: идейно-тематическое единство, композиционная завершённость, наличие сюжетного хода и режиссёрского приёма, создание действенной ситуации, развитие конфликта, использование монтажа как способа организации разнородного сценарного материала, образное развитие мысли и др.
Массовый праздник, как и другие формы комплексных программ, является комплексной формой, так как может вбирать в себя вышеперечисленные программы, представленные всем разнообразием форм. В массовом празднике действие может разворачиваться на нескольких сценических площадках одновременно или поочерёдно, переходя с одной площадки на другую. Например, массовый праздник может состоять из театрализованного шествия, театрализованного представления, конкурсных и игровых программ, концертов, театрализованного церемониально-обрядового действа, водного шоу. Каждый праздник может включать свой перечень имеющихся форм, объединённых идейно-тематически, выстроенных в порядок согласно законам драматургии и создающих атмосферу и образ праздничного события. Отбор праздничных форм и жанров, которые составят программу праздника, зависит от праздничного события, которому он посвящен, от задач и целей, стоящих перед его организаторами, от потребностей аудитории, от финансовых возможностей и множества других условий.
Знание сценарной технологии театрализованных представлений, законов их драматургического построения поможет сценаристам-режиссёрам в работе над созданием различных праздничных программ, при организации любых праздничных событий.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.