Чувашский национальный костюм
В народных одеждах — сочетании цветов и применении орнаментов, декоративных деталях и функциональности кроя — мы находим информацию о менталитете народа, о его условиях жизни и деятельности, ценностях и культурных традициях. Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.
Чуваши — тюркоязычный этнос с древней историей. Принято выделять три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые (обитающие на юге и за пределами Чувашии) — по течению реки Волги. Раньше по деталям одежды можно было определить, откуда человек родом. Имелись свои региональные особенности узоров, принятый для той или иной области цвет платья. Безусловно, всегда и для всех народная одежда и украшения имели обереговые функции. Костюм согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент — это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.
Основа чувашского костюма — белая рубаха. Для женщин — длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой — суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор — тем праздничнее.
Отдельные элементы чувашского национального костюма были в ходу до начала прошлого века. Сейчас бережно сохранённые традиции и мастерство рукодельниц позволяют нам любоваться красочными нарядами в музейных коллекциях, этнографических музеях, на концертах фольклорных коллективов, во время национальных праздников. Не зря Чувашию называют «краем ста тысяч песен и вышивок». Традиции здесь чтут, а рукоделием занимаются с самого раннего детства.
Вышивка
Национальная одежда немыслима без вышитого орнамента. И у чувашей наиболее распространён геометрический орнамент. В символах, образующих узоры по канту одежды, нагрудной части и рукавах, можно рассмотреть образы природы (солнце, дерево, поле), человеческих взаимоотношений (семья, род, сила, верность, трудолюбие). Одним из самых простых и при этом главных всегда считался солярный знак: солнце как источник жизни вышивалось в форме круга с лучами, креста и квадрата. Сложными и самыми красивыми узорами передавались понятия вечности (связь неба с землёй), памяти прошлого, мудрости предков и диалога поколений.
Самая ценная вышивка была двусторонней — без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) — сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный — цвет природы, жёлтый — солнца, синий — неба.
Головные уборы и украшения
Эти шапочки — настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после — только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.
Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.
В комплекс украшений женского чувашского национального костюма входят также нагрудные и шейные наряды (шуклеме и ама), браслеты и кольца, поясные подвески с кошелёчками и зеркальцем. Перевязь через левое плечо (тевет) девушки носили во время больших праздников и надевали на свадебное торжество (полное обмундирование невесты могло весить около 20 кг!), эта широкая полоска холста была вышита бисером, рядами монет и ракушек.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.