Обучение

Драматургический жанр

Событие завершилось
18+

Процесс развития жанрового деления в различных видах искусства. «Трагическое» и «комическое» как эстетические категории. Характеристика основных драматургических жанров. Системный подход в определении жанра. Основные принципы деления на жанры: тематический, структурный, функциональный. Морфология жанров: драматургическое понятие и режиссерская интерпретация.

Жанром называется исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения. Духовно-творческая деятельность человека, культура, письменность неизменно облекаются в устойчивые жанровые формы.

Жанр — от фр. «gеnге» — род, вид. Жанровое деление на род и вид есть подразделение произведений искусств, в каждом отдельным виде искусства (литература, живопись, музыка, театр и т. д.) в определенные группы, по определенным законам и объединенные общим структурным принципом. Подобное определение можно назвать определением в самом общем виде.

Слово «жанр» в переводе с французского означает «род», и в прежние времена жанрами именовали эпос, лирику и драму, которые сегодня принято считать категориями именно родовыми. Понятие «жанр» стало тождественным понятию «вид». В одни литературные периоды писатели придают проблемам жанра повышенное значение, и жанровая теория идет рука об руку с практикой: так было, например, в эпоху классицизма с его строгой иерархией литературных видов и системой творческих инструкций по каждому из них. В другие времена о жанрах думают и говорят меньше, поп развитие их не прекращается и не замедляется.

Двумя важнейшими условиями существования жанра являются его долгая, прочная литературная память и его непрерывная историческая эволюция. Связь в самом способе построения, в способе отражения и преломления действительности, если произведения принадлежат к одному жанру. Бывают жанровые переклички неожиданные, связующие нити не сразу заметные, но тем не менее прочные. Все жанры вместе образуют целостную систему, демонстрирующую богатство возможностей художественного слова в творческом пересоздании действительности. В этой системе каждое звено незаменимо. Поэтому нельзя возвышать одни жанры над другими, постепенно отказалась от иерархий жанров, от деления их на «высокие» и «низкие».

Жанры участвуют в своеобразном обмене творческим опытом. Это естественно, и плодотворно. Многие произведения сочетают в себе черты разных жанров, границы между видами делаются порой подвижными, открытыми, в центр каждого из них обнаружить можно любое время.

Категория жанра является наиболее конкретной. При характеристике жанра учитывается не только тематическое своеобразие произведения, но и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого (исторический роман, сатирическая поэма, драматическая притча, трагифарс и т. д.). Иными словами, под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства. Каждому жанру (или жанровой форме) свойственны специфические приемы художественного воплощения. В отличие от рода и вида, жанровая категория оказывается чрезвычайно изменчивой. В искусстве происходит постоянная смена жанровых форм, жанровых разновидностей, и вызвана она тем, что общественное развитие, бесконечно изменяя человеческие взаимоотношения, требует от художника поисков новых путей эстетического познания и отражения.

Но какой бы неповторимой ни была та или иная жанровая форма, сквозь ее призму непременно просвечивают особенности рода и вида.

«трагическое» и «комическое» как эстетические категории

Трагическое — (гр. tragikos — свойственный трагедии). Эта категория выявляет активность трагического характера по отношению к жизненным обстоятельствам, философскому осмыслению состояния мира. «Трагическое» всегда философично и всегда связано с поиском выхода из кризиса фундаментальных основ бытия, приводящим во многих случаях к гибели героя, воспринимаемой как непоправимое крушение целого мира.

В истории искусств обозначились две крайние позиции, при которых снимается понятие трагического:

  • приравнивание смерти к жизни: человек, умирая, продолжает жить, смерть ничего не меняет.

  • приравнивание жизни к смерти: жизнь также абсурдна, как и смерть.

Основными элементами этой категории (трагическое) Аристотель выделяет следующее: проблемы судьбы (рока), ошибки, вины. Герой трагедии действует в русле необходимости, но он всегда борется с ней и своими действиями осуществляет свою трагическую судьбу.

Если же рассмотреть исторический процесс эволюции этой категории, то можно отметить, что в Средние века трагическое выступало не как «героическое», а как мученическое. Возрождение (Ренессанс) породило трагедию, которая в характере героя усматривала причины его гибели. Романтизм утверждает неизбежность зла и вечность борьбы с ним, что и составляет основы для понимания трагического. Реализм, наоборот, раскрывает трагический разлад личности и общества. Экзистенциалистская трактовка трагического исходит из диалектики свободы действия и необходимости, сводя трагическое к вине действующего субъекта. Личность при этом оказывается разорванной надвое, отчужденной от себя и других, т.е, изначально виноватой. Преодолеть разлад с миром, поиск утраченного смысла жизни — таково разрешение трагического в искусстве XX века.

Комическое (от гр. komikos — веселый, смешной). По Аристотелю комическое характеризуется как результат контраста, разлада, противостояния безобразного и прекрасного. Комическое есть противоречие между несовершенными явлениями и каким-то положительным опытом, несоответствие цели средствам, форме содержания, сущности — проявления. Оттенки комического в искусстве весьма разнообразны: юмор, ирония сатира, сарказм и т. д. Соответственно этому сформировался ряд определенных художественных средств (приемов) отражения комического: комедийные характеры, обстоятельства, детали, преувеличения, пародирование, гротеск, овеществление, языковые средства (острота, каламбур и т. д.), контраст, трюк и мн. др. Все эти элементы содержат в себе эффект неожиданности, что является неотъемлемой чертой комического.

Характеристика основных драматургических жанров.

Трагедия. Этот жанр можно определить как разновидность драматического произведения, действие, которого развивается на основе трагедийного конфликта. Античные драматурги видели в трагедии «прообраз мира», отсюда и проистекает космогоническая и вселенская трактовка трагической судьбы. Дальнейшее развитие шло по линии развития трагического конфликта, реализовавшегося через физическую гибель героя. Она вызывает в зрителе боль, скорбь и сострадание для последующего очищения этих и подобных им страстей.

Первоначально, в античные времена, было четыре вида трагедии:

  • трагедия сплетенная;

  • трагедия страданий;

  • трагедия характеров;

  • трагедия чудесного;

Дальнейшее развитие драматургии добавило еще несколько. Назовем лишь некоторые:

  • трагедия ужасов (XVI в. Италия);

  • трагедия рока (XIX в. Германия);

  • трагедия домашняя (буржуазная) (XVIII в. Франция);

  • трагедия политическая (Бюхнер, Корнель и др.).

Существенным изменением в структуре трагедии явилось упразднение хора, что вовсе не избавило ее от одного из главных признаков — «эффекта публичности». Сюжет трагедии оформляется таким образом, что у зрителя создается установка эмоционального предчувствия трагической развязки. Но цель трагедии не в том, чтобы подчеркнуть трагичность, но чтобы преодолеть трагизм.

Комедия. Согласно традиции комедия определяется тремя критериями:

  • персонажами: люди скромного положения;

  • счастливой развязкой;

  • конечной целью: смех публики.

В отличие от трагедии, комедия не должна брать за основу сюжета исторический или мифологический материал. Она отражает будничные, «прозаические» моменты жизни людей. Еще одним из важных отличий является то, что в отличие от трагедии, где зрители активно сопереживают персонажам («включается» в их жизнь, проблемы и т. д.), в комедии происходит совершенно явное разделение зритель — персонаж. Зритель смеется над героями, над их «проблемами», над ситуациями в которые они попадают. Но этот смех — «смех сообщника» по выражению Пави — защищает от трагической тревоги и переводит зрителя в позицию «над» событиями и героями.

Комедия, возникшая в те же времена что и трагедия, не является простым ее «антиподом» Эти два жанра, по-своему, отвечают на одни и те же вопросы. Комедии, так же как и трагедии, присуще стремление преодолеть тяготы жизни, но она осуществляет это освобождение от них не путем вознесения, как трагедия, а посредством смеха. Если трагедия приводит через страдания к высшей радости, то комедия, повеселив, должна настроить, в конечном счете, на серьезный лад.

Если трагедия предлагает зрителю целостный мир, а по сути, подражает целостному миру, то комедия, напротив, предлагает контрастный, иногда противоречивый взгляд на мир. Комедии глубоко свойственна природа условности, переплавливание действительности в обобщение, что создает эффект «маски». Отсюда мы можем заключить, что «комедия масок» является наиболее чистым комическим жанром. Необходимо сделать еще одно существенное дополнение: в комедии невозможно строить действие в расчете на чисто смеховую реакцию. Учитывая законы зрительского восприятия необходимо вводить в комедию и не комические элементы.

Если мы проследим историю развития комедии как театрального жанра, то можем увидеть, как в разные эпохи по-разному понималась цель и природа комедии:

  • Аристофан — хороводно-песенный характер, истоки которого в обрядовых (ритуальных) процессиях в честь бога Диониса;

  • Мениндр — обращение к бытовым сюжетам;

  • Средневековье — возникновение фарсов, соти, сцен бытового характера;

  • Ренессанс — внесение элементов приключения и интриги;

  • Классицизм — внесение элементов (с их противопоставлением) прекрасного — безобразного, трагического — смешного, совершенного — несовершенного и т. д.;

Эволюция комедии как жанра привела со временем к появлению таких видов комедий как:

• соmedio Испания XV в.

• комедия плаща и шпаги — / -

• комедия характеров — / -

• комедия сатирическая — / -

• комедия с вариациями Франция XVII в.

• комедия балет — / -

• комедия буржуазная XVIII в.

• комедия бурлеска XVII в.

• комедия темпераментов Англия XVI в.

• комедия героическая Франция XVII в.

• комедия идей ХIХ-ХХ в.

• комедия интриги ХVI-ХVII вв.

• комедия легкая ХVII-ХХвв.

• новая комедия Греция IVв. Р.Х.

• комедия нравов Англия XVII в.

• комедия пасторальная XVII в.

• комедия салонная Х1Х-ХХ вв.

• комедия сатирическая

• комедия сентиментальная XVIII в.

• комедия слезливая XVIII в.

• комедия ситуаций

• комедия черная XX в.

• ученая комедия XVI в.

Трагикомедия. Этот жанр является не просто механическим соединением трагедии и комедии в рамках одного произведения. Это сложное жанровое произведение с присущей ему оригинальной структурой. Термин «трагикомедия» появляется уже в комедии римского комедиографа Тита Макция Плавта «Амфитрион» (IIIв. до Р.Х.) для того, чтобы объяснить допущенную им вольность (боги Юпитер и Меркурий в комедии действуют на уровне бытовых сцен).

Этот термин, употребленный Плавтом, впоследствии испытывает различную модификацию. В эпоху Возрождения им называли любое произведение, которое отступало от классических канонов. В 1636 г. Корнель назвал трагикомедией «Сида». Теоретики классицизма определяли этот жанр по четырем критериям:

  • социальные классы действующих лиц:

  • пафос и язык персонажей;

  • предмет изображения;

  • принцип завершение пьес;

Существовало также четыре типа трагикомических форм:

  • смещение драматических персонажей всех слоев общества:

  • совмещение стилей трагедии и комедии, повествования о трагической сути вещей на фамильярном языке;

  • совмещение комических и серьезных происшествий;

  • счастливое завершение серьезной, далее трагической пьесы;

Эти приемы оказались наиболее свойственными жанру трагикомедии и стали ее основным отличительным признаком. Трагикомический эффект возникает в тех узлах пьесы, где события или герой, выступают в комическом и трагическом свете. Оба эти полюса, взаимно активизируясь, осуществляются друг через друга, тогда обнаруживается и трагизм комического, и комизм трагического («смех сквозь слезы»). Трагикомическое начало может проявляться в самых различных и разнообразных формах: фантастическая сказка, притча и т. д.

Амбивалентная природа трагикомедии вызвана тем, что события и характеры, которые зритель воспринимает как трагические, вдруг оборачиваются комической стороной и наоборот. Эта постоянная смена восприятия и ориентации изложения заставляет зрителя быть постоянно во внимании по отношению к происходящему, не позволяет ему «успокоиться». Из комедии взят умеренный смех, умеренное развлечение, мнимые трудности, счастливый поворот судьбы и комическое протекание действие». В трагикомедии используются как приемы пародии, эффект ожидания, использование гротеска, приемы фарса, буффонада, ироничность и др.

Драма. Исторически наиболее молодой жанр. Уже в самых первых теоретических обоснованиях нового жанра появляется попытка противопоставить его прежним жанровым системам. Он понимается как жанр, выражающий объективный способ художественного воссоздания жизни.

Свое высшее достижение драма впервые находит в творчестве Ибсена и Островского, а затем она становиться ведущей драматической структурой конца XIX-XX вв., активно разрабатываемой Тургеневым, Чеховым, Горьким и т. д. Постепенно драма начинает доминировать в театре, вычленяя с подмостков трагедию и тесня комедию. Драма является неким синтезом из различных жанров, т. е. некой драматургической полифонией. Она так же полифонична, как и вся культура XX века. Поэтому можно считать драму самым «высшим» (на сегодняшний день), самым сложным и самым ярким в истории театра драматургическим жанром.

В XX веке возникают одновременно десятки новых жанров: от «мистерии-буфф» до «пьесы-параболы» Во многом это объясняется процессом разложения единого течения в искусстве на составляющее элементы. Эту тенденцию можно наблюдать с самого начала XX века. Затем она получает мощный импульс в 20-е годы (модернизм, кубизм. футуризм и т. д.) и последний «классический» жанр драма рассыпается на отдельные части.

Системный подход в определении жанра.

В основе разделения произведений искусств на жанры лежат три основных принципа деления на жанры:

  • тематический,

  • структурный;

  • функциональный.

Тематический принцип — это разделение произведений искусств по их смысловому содержанию, разнице в «объекте подражания». Так отличаются между собой комедия, драма, трагедия, так же и комедия характеров от комедии ситуаций.

Структурный принцип — различие в способе построения, технологии, в элементах, которые определяют природу художественного произведения, а так же по используемым приемам: смерть героя в трагедии; счастливый финал в комедии.

Функциональный принцип — различие в способах игры, постановки, осуществления смысла (фарс, водевиль)

Только при подобном, системном подходе можно избежать путаницы в определении жанровых признаков любого художественного произведения. Количество же элементов данной системы не ограниченно именно этими тремя. Гегель, например, предлагает еще один способ определения жанра. Он понимает его как отношение, в котором индивид находится к своей цели к ее содержанию. Отношение субъекта к цели можно считать четвертым (как бы философско-миросозерцательным) принципом. Попытки определить жанр по какому-то одному признаку практически несостоятельны. Подобное определение будет страдать однобокостью и претензией на исчерпывающее заключение. Только применение системного метода позволит с большой степенью уверенности определять жанровую принадлежность. Она будет характеризоваться по тематической направленности, структурному построению, функциональной системе и философскому содержанию (отношению).

Морфология жанров

Говоря о морфологии жанров, необходимо разделять жанр в театре на Драматургическое понятие и его режиссерскую интерпретацию которая в свою очередь становиться новым, театральным жанром. За всю историю театра драматургами было создано большое количество драматургических жанров, режиссерских же жанров существует гораздо большее, их практически затруднительно все перечислить. Рассмотрим наиболее интересные:

  • Трагедия

  • Комедия

  • Драма

  • Трагикомедия

  • Хроника

  • Комедия-балет

  • Трагикомическая сказка

  • Фарс

  • Мещанская трагедия

  • Романтическое представление

  • Сказка из новых времен

  • Сцены феодальных времен

  • Романтическая драма

  • Совершенно невероятное событие

  • Картины из московской жизни

  • Сцены из московской жизни

  • Семейные сцены

  • Сцены из жизни захолустья

  • Сцены из народной жизни

  • Весенняя сказка

  • Драматический этюд

  • Провинциальные сцены

  • Драматический очерк

  • Драматическая сатира

  • Комедия-шутка

  • Сцена

  • Сатирическая легенда

  • Феерия

  • Легкомысленная комедия

  • Драматический этюд

  • Шутка

  • Сцена-монолог

  • Сцены из деревенской жизни

  • Героическая комедия

  • Краткая трагедия

  • Проповедь в жесткой мелодраме

  • Легкая пьеса

  • Поэма

  • Правдивый фарс

  • Вымышленный исторический эпизод

  • Мелодрама

  • История

  • Комедия с философией

  • Фантазия в русском стиле

  • Политическая шутка

  • Политический гротеск

  • Картины

  • Представление

  • Современная трагедия

  • Поэма одиночества

  • Фарс-моралитэ

  • Деревенская комедия

  • Пьеса

  • Грубые сцены

  • Лирическая трагедия

  • Вакхическая драма

  • Драматическая комедия

  • Феерическая комедия

  • Драматическая поэма

  • Драма-феерия

  • Генеральная репетиция пьесы

  • Восемь снов

  • Современная легенда

  • Жесткий фарс

  • Народный романс

  • Лубочные картинки

  • Мелодрама-монолог

  • Мелодраматическая новелла

  • Мелодраматические картины

  • Лирическая сказка

  • Сказка-притча

  • Сказка-мораль

  • Патетическая исповедь

  • Бытовая новела

  • Трагическая сюита

  • Спектакль-интервью

  • Бурлеск былина

  • Сентиментальная история

  • Лирический монолог

  • Эпопея

  • Фантастическая сказка

  • Монодрама

  • Публицистический портрет

  • Романтическая баллада

  • Поэтическое повествование

  • Буффонада

  • Романтическое приключение

  • Народное сказание

  • Юмористическое повествование

  • Ревю

  • Балаган

  • Панегирик

  • Пьеса-шоу

  • Феерия

Будучи элементом художественной формы, жанр одновременно является и одним из средств раскрытия содержания. Практиками искусства давно замечено, что в неопределенности жанра отражается, прежде всего, неопределенность замысла, позиции автора; эта неопределенность делает произведение художественно незавершенный. Но это отнюдь не означает, что та или иная жанровая форма обязательно соответствует только определенному содержанию. Произведения одного и того же жанра могут отражать различные стороны действительности, использоваться для осуществления различных идейных задач.

В то же время можно говорить об общих эстетических свойствах того или иного жанра, а применительно к драматургии нужно с определенностью сказать, что жанр определяет и тип конфликта, тип противоречий, воссозданных, специфическими средствами искусства смоделированных в драматическом конфликте конкретного произведения.

Формирование новых жанровых разновидностей определяет медленную, многовековую эволюцию видов и в конечном счете родов. Это, разумеется, не значит, что в процессе создания художественного произведения режиссер умозрительно взвешивает на неких внутренних весах миллиграммы жанровых черт и особенностей. Руководствуясь стремлением поведать людям нечто новое и существенное о той или иной стороне действительности, художник чаше всего и не помышляет о жанровых закономерностях. И тем не менее глубокие знания о делении искусств нужны не только теоретику, а и практику искусства, тем более когда речь идет о таком сложном, синтетическом искусстве, как искусство сценическое.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна