Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
Существует множество определений художественной самодеятельности. Каждый пишущий о ней дает свое определение, исходя чаще всего из своих конкретных задач и ракурса изложения.
В результате художественная самодеятельность предстает или формой потребления художественной культуры, или средством ликвидации сложившегося разрыва между художественным производством и художественным потреблением, между профессиональным искусством и художественной практикой масс. Многие ее рассматривают как вторую, дополнительную профессию и своеобразный прототип профессионального искусства; определяется она как часть художественной культуры, черта образа жизни, форма досуга, один из видов народного творчества и т. д.
В абсолютном большинстве работ (монографий, брошюр, статей, диссертаций) художественная самодеятельность до начала 90-х годов определялась как средство коммунистического воспитания (нравственного, эстетического, идейно-политического, трудового и т. д.). В одной из статей конца 80-х годов на основании обобщения большого массива литературы был сделан вывод, что художественная самодеятельность сугубо социально-педагогическое явление.
В дпределениях художественной самодеятельности находят отражение следующие характерные признаки: первый их ряд связан с общими приметами, присущими творчеству масс; 'второй — отражает то особенное, что привносит в самодеятельность конкретный вид творчества — научное, техническое, художественное, литературное, трудовое; третий рад характеризует конкретный вид творчества по художественным жанрам. При этом каждый аспект (социологический, педагогический, искусствоведческий) рассмотрения художественной самодеятельности и каждый ее жанр (музыкальный, театральный, танцевальный и т. п.) получают более конкретное, детальное описание.
По нашему мнению, художественная самодеятельность — это социально-институционализированная форма народного творчества. Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических прие-
мов, лексики и т. д. Эту роль самодеятельность играет и по отношению к массовой культуре, выступая нередко ее составной частью.
Художественная самодеятельность занимает особое место среди других форм народной культуры, имеет свой ракурс освоения и отражения действительности, по-своему демонстрирует менталитет и сознание этноса.
Зарождение и развитие самодеятельного художественного творчества или художественной самодеятельности в недрах народной художественной культуры носит исторически обусловленный характер.
Активизация духовной жизни в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. явилась предпосылкой, обусловившей возникновение нового явления в массовом художественном творчестве. На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих форм прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Существующие жанры городского фольклора, любительского творчества постепенно трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство — театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры.
Вопрос о времени зарождения художественной самодеятельности, ее первоначальном проявлении имеет принципиальное значение. Ответ на него многое может прояснить, раскрыть истоки, характер заимствования, движущие силы, а такжЪ те предпосылки, которые вызвали к жизни новое художественное явление.
Существующие длительное время в специальной советской литературе, официальных партийно-государственных документах попытки обособить художественную самодеятельность от фольклора, традиционного изобразительного творчества, от дореволюционного любительского искусства, противопоставить и возвысить ее роль, придать ей ореол единственной формы творчества народа привели к вульгаризаторским, неоправданным, малодоказательным утверждениям о ее сущности и значении.
Наиболее распространенной точкой зрения на зарождение художественной самодеятельности была та, что связывалась с Октябрьской революцией и социализмом, ■ якобы обеспечившим ее формирование и развитие. Социализм, по мысли В.И. Леюша, гонт на поверхность жизни все дремавшие и искусственно затормо-
Раздел III. Лекция 15
женные в условиях капитализма творческие устремления гигантского большинств народа1, дает прекрасный размах народному творчеству, "ломает все старые преп" ны, рвет обветшалые путы, выводит трудящихся на дорогу самостоятельного творче ства новой жизни"2.
Эти высказывания В.И. Ленина, рассматривавшиеся длительное время как методологические, явились основой теории о зарождении художественной самодеятельности3. Однако с учетом исторических реалий и переоценки многих явлений в народной культуре можно говорить о неправомерности введения такого исходного рубежа, такой жесткой точки отсчета в истории ее возникновения. Зарождение художественной самодеятельности относится к более раннему периоду истории народной культуры.
Художественная самодеятельность формировалась под влиянием социально-экономических, политических, духовных преобразований, происходивших в России начиная со второй половины ХГХ в., отражала эти преобразования, служила их углублению, развертыванию, осуществлению. В этом процессе художественная самодеятельность постепенно формировалась как самобытное явление народной культуры, определяя свои собственные эстетические парадигмы.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.