Принципы актерского мастерства
История актерского ремесла.
За двадцать пять веков существование театра его служители пережили гонения и триумфы, любовь и ненависть. Долгое время на тех, кто носил маску, личину, окружающие смотрели с недоверием и даже опаской. Пугала сама сущность актерского ремесла — умение стать другим человеком, сегодня веселым и добрым, а завтра — мрачным и злым. Актерское искусство имеет обрядовое происхождение. Первыми актерами считаются жрецы, исполняющие ритуалы, они, по сути, играли роль, которую должны были знать без запинки. Жрецы надевали специальные костюмы, иногда маски. У современных актеров есть и другие предшественники — шуты. Они появились в истории человечества очень рано. Шут, как жрец, приняв на себя роль, не отказывался от нее в течение всей жизни. Такая «родословная» объясняет двойственное отношение к актерам.
Слово «Актер» произошло от латинского «actus» — поступок, действие, игра, подражание. Актеров можно было встретить и в Древней Греции, и в Средние века, но современный вид и отношение общества к этому нелегкому делу, получил развитие в двадцатом веке, который подарил нам имена актеров с мировой известностью: Фаина Раневская, Катрин Денев, Ален Делон, Нонна Мордюкова, Александр Абдулов и еще целая плеяду звезд мировой величины. Всех этих людей объединяло одно великой чувство — любовь к своей профессии.
Принципы актерского мастерства
Основу актерского творчества составляет принцип перевоплощения. Существует понятия внутреннего и внешнего перевоплощения, которые могут быть разделены только условно. По существу это две стороны сложного творческого процесса, находящегося между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве. Актер с помощью грима, костюма (в некоторых театрах — к помощи маски), вырабатывает интонации, жесты, походку, мимику, передающие с той или иной степенью жизненной достоверности или театральной условности, внешность и манеру поведения изображаемого им лица. Подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа, но и в раскрытии актером своего духовного мира, мира своего героя, его характера, выражении его мыслей и прореживаний.
Актер создает художественный образ. При этом создаваемый образ эстетически ценен в той мере, в которой через него развивается действие и идейная направленность спектакля и фильма в целом. В процессе работы актеры тесно связаны со своими партнерами и режиссером, участвуя вместе с ними в создании того художественного целого, каким является театральная постановка или кинофильм. На репетиции актер, ставя себя в обстоятельства пьес и роли, решает задачу создания характера на основе сценического перевоплощения. Важнейшим и завершающим актом работы является выступление перед зрителем. В качестве материала для художественного образа актер использует самого себя, свой интеллект, эмоциональные качества и внешние данные.
Импровизация — один из главных инструментов обучения, позволяющий выявить сильные и слабые стороны личности. Импровизация развивает у студента воображение, учит действовать осознанно спонтанно, не оглядываясь на логику и разумность.
Актерское мастерство — работа над упражнениями, этюдами-наблюдениями, этюдами на событие, органическое молчание, создание атмосферы и др.
Занятия не должны иметь академического характера. Они требуют от студентов высокого интеллекта (интеллект — от греческого «интелего» — выбираю между), способности равноправно вступать в беседу с педагогом. Истина, как известно, рождается из диалога. Она по сути своей не монологична и возникает на пересечении идей участников диалога. Важно оставить право каждому студенту на его слово в беседе, более того, провоцировать спор. Лекции-беседы пробуждают в студентах самостоятельный поиск истины, активизацию живой работы ума. Максимализм и искренность суждений, свежесть взглядов на искусство — вот важнейшие качества, создающие особую среду, в которой развивается диалог учителя и его учеников
Практическое занятие № 1
Ниже приведенный методический материал, поможет выявить актерские способности студентов, развить их творческое мышление, снять мышечные зажимы, приобрести пластичность и подвижность мышц, научиться осознанно управлять своими эмоциями.
Физический разогрев
Первое необходимое условие для эффективной работы актера — физический разогрев.
Нижеследующие упражнения помогут нам в этом.
«Воздушный шарик»
Представьте себе, что на день рождения вы получили огромный воздушный шар. Шар уносит в небо, и вам приходиться серьезно протрудиться, чтобы удержать его за веревку и не дать улететь. Поиграйте с шаром. Обратите внимание, что ветер уносит его то на одну сторону, то на другую и тело ваше тоже реагирует на порывы ветра. Попробуйте поработать попеременно, то правой, то левой рукой. Давайте договоримся, что когда шар в левой руке — вас уносит влево, а когда в правой — то вправо. Хватаемся двумя руками — шар пытается подняться вверх. Держите его! Не дайте ей улететь. Поднимитесь на носочки и тянитесь след за ними в вышину!
«Столкновение интересов»
Название игры передает ее суть и в прямом, и в переносном смысле. Группа разбивается на пары, стоящие друг напротив друга. Игроков разделяет сплошная линия. Заступать за которую нельзя. Участники протягивают вперед руки так, чтобы их ладони уперлись в ладони соперника (захватывать кисть нельзя). Теперь по команде нужно будет толчками рук, сочетанием напряжения и расслабления заставить игрока второй команды потерять равновесие и переступить черту. Интерес каждого игрока и двух команд в целом понятен — победить. Кто одержит верх в этом столкновении интересов — вот в чем вопрос!
Мышечный контролер
Общеизвестно, что актер — это чистая книга для режиссера, пластичный материал, глина, из которой художник лепит фигуру, нужную в данный момент времени. Мышечный контролер — блок упражнений, помогающий актеру осознанно управлять своим мышечным аппаратом, тренировать воображение и мышечную память, помогающую полноценно раскрыть задуманный постановщиком образ.
«Воздух — желе — камень»
Просим группу расположится в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление своего тела. По команде: «Воздух!» актеры пытаются свое тело сделать максимально «эфирным», лишенным малейшего напряжения, почти парящим. По команде: «Желе!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда — «Камень» — требует от группы и каждого участника тренинга застыть в позе, в которой застыла вся команда, напрягая до предела своё тело. Ведущему важно не только время о времени менять команды, но и тщательно контролировать ход упражнения, проверяя степень расслабления — напряжения мышц, поддерживания в актерах интерес к изучению своего тела и групп мышц, задействованных в работе.
«Багажная полка»
Представьте, пожалуйста, что мы с вами отправляемся в путешествие на поезде или в самолете. Обратите внимание, что над сиденьем находится достаточно вместительная полка для багажа. Пока путешествие не началось, наша задача поднять и поставить на багажную полку дорожную сумку. Вначале «увидим» эту сумку перед собой. Представим ее форму, цвет. Ощутим ее вес: внушительный, но нам все, же под силу справиться с этой задачей. Мы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть чемодан наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч. «Взяли» груз! Поднимаем его вверх! Ощущаете напряжение рук? Обратите внимание на работу мышц спины, рук, поясницы. Полка высокая, необходимо подняться на носки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие, и сумка на полке. Полностью расслабьтесь, присядьте. Восстановите дыхание. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, вращайте кистями рук. Повторяем упражнение 3 раза.
«Встреча»
Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся как бы погруженные в свои мысли. Избегаем не только столкновений, но и даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить все части пространства, не оставляем пустыми даже углы. Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. секундная задержка — остановка на зрительный контакт — и вновь движение к следующей встрече. Приостановились — взгляд — движение.<….> если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто визуальный, механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление, приветливость, безразличие?<…> продолжаем движение и каждому, кто встретится вам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и тех, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека. Никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем необязательно: вся площадка в вашем распоряжении. Импровизируем и в выборе маршрута. Теперь вместо рукопожатия касаемся той частью тела, который будет называть ведущий.
-Локоть! — значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, каждый ли нашел себе пару.
— Плечо! — значит стоим плечо к плечу, или колено к колену. Все здесь люди взрослые, если я назову три части тела, то объединяемся в тройки, а если четыре- то в четверки. Понятно? Пробуем!
<….> Успокаиваем дыхание. Расслабляемся.
«Вездеходы»
Это упражнение помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно запускает спонтанность и творческое мышление. Группа ходит по периметру площадке в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего, который время от времени дает задание, меняющий смысл ходьбы и переносящий участников тренинга в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, без разговоров и обсуждения.
— Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели!!! Все потому что попали в болото. Топко! Страшно! Противно!!! Сумерки сгущаются… Снежное поле. Пронизывающий зимний ветер. И пули свистят над головой! Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов семь — восемь от силы!!! Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!!! Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один… Вдохнем чудо — аромат упругой кожи, возьмем в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты — ну и лимон! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад. <….> Успокаиваем дыхание. Расслабляемся.
5. КВС — контакт, взаимодействие, сотрудничество — к созданию необходимой атмосферы для совместного творчества эти три кита имеют самое непосредственное отношение.
«Свидание вслепую»
Это задание поможет концентрироваться на партнере. Его эффективность проявляется в создании атмосферы сотрудничества, доверительных отношений, переживания взаимной ответственности.
Группа произвольно разбивается на пары, которые занимают центр площадки. Возьмитесь за руки партнера. Посмотрите на них внимательно (2- 3 минуты). Закройте глаза и не открывайте их до конца игры. Эта игра доставит вам довольствие и окажется значимой только при соблюдении следующих законов:
До моей команды все находятся в игре, не открывая глаз;
Разговаривать нельзя;
Во время игры вы соблюдаете все меры предосторожности, чтобы не ушибиться самим и не насести ущерб другим участникам. Я слежу за тем, чтобы вы ни на что не натолкнулись. Вы же отвечаете за себя, передвигаясь по периметру с вытянутыми (согнутыми в локтях) руками и открытыми ладонями наружу. Вам необходимо за короткое время (5 минут) найти своего партнера по рукам. Если вы считаете, что ваш товарищ найден, просто оставайтесь стоять в паре до окончания упражнения. Только тогда, открыв глаза по разрешению ведущего, вы можете убедиться в правильности вашего выбора. После выполнения упражнения делимся впечатлениями.
— какие чувства у вас вызвало упражнение?
— насколько вы были уверены в правильности своего выбора?
-как вы пытались запомнить руки партнера? На какие признаки обращали внимание?
6. «Темпоритм»
Понятия темп и ритм, столь важные для сценической работы, прорабатываются в следующих упражнениях. Ритм по определению — это равномерное чередование каких — либо элементов в звучании или в движении, например, ритм танца, музыкальный ритм.
Темп- степень быстроты в осуществлении чего — либо: быстрый темп, медленный темп. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Темп зависит от эмоционального переживания героев, от накала конфликта. Объединяя темп и ритм в понятие темпоритм, м, таким образом, определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью.
«Повторяй за мной»
Это упражнение даст нам понятие о ритме, научит различать ритм постоянный и переменный. Нельзя судить о ритме по единственному звуку, для этого требуется два или больше движения или звука. Упражнение заключатся в том, что ведущий отбивает в ладоши ритмические фразы и все участники повторяют за ним. На примерах разбираем отличие ритма постоянного от ритма переменного, добиваемся слаженности группы — каждый хлопок должен звучать как один удар, а не размываться на отдельные хлопки участников.
«Ритм — ритм»
Это прекрасное упражнение для тренировки чувства ритма, концентрации и отработки скорости реакции. Группа становится в круг. Ведущий тоже находится в круге и объясняет правила:
— вы, конечно, один звук или движение не дают нам представления о ритме.
В этом упражнении ритм буду задавать я. Как? Я делаю два хлопка и между ними выдерживаю паузу. Вам придется заданный мною ритм сохранить и повторить по кругу. Как узнать, в какую сторону вы будете продолжить ритмическую цепочку? Это несложно: если, ударив в ладоши, я всем корпусом поворачиваюсь влево, то игрок слева от меня продолжает задание. Если я повернусь резко вправо, значит, полученный от меня ритм вы будете передавать по кругу в правую сторону. Причем только я одна могу задавать ритм и делаю два хлопка. Каждый следующий должен выдержать необходимую для заданного ритма паузу и добавить свой единственный хлопок, следующий игрок после необходимой паузы — свой хлопок, и так далее, пока круг не замкнется. Если вы не ускорили и не замедлили темп, то цепочка окажется точным продолжением моего образца. В идеале, закрыв глаза, мы должны получит представление о том, что как- будто не целая группа отбивает ритм, а только один человек. Если ритмическая цепочка верна, то я остаюсь стоять лицом в круг, и тот е ритм продолжается дальше. Но как только я захочу поменять ритм, я резко повернусь корпусом вправо или влево и задам новую ритмическую цепочку. Для начала пробуем. Во время игры, те, кто сбился с ритма, садится в круг
Пластика тела
Пластика тела — один из важнейших моментов актерской профессии. Инструмент, с помощью которого актер доносит до зрителя изображаемый им образ, характер роли, ее значение и смысл.
«Манекены»
Участники распределяются по площадке. Каждый занимает место, обеспечивающее ему достаточную свободу движения.
— проходя по улице, мы нередко видим стоящие в витринах магазина манекены. Каждому из вас предстоит сейчас превратиться в одного из них. Придумайте свой образ. Решите, что и каким вы рекламируете. По счету: «Три!» эта площадка превратиться в полную манекенов витрину. Я буду играть роль хозяина магазина, который приводи свою витрину в порядок: стирает пыль, при необходимости меняет их позы, объединяет их в группы. Задание требует от вас концентрации, воображения, умения владеть своим телом. Есть вопросы? Раз, два, три! Все люди превратились в манекены!
«Эстафета чувств»
Лучше проводить это упражнение сидя в круге. Задание заключается в том, чтобы передать по кругу невербально — лишь с помощью мимики и жестов — заданное ведущим чувство, эмоцию. (Остальные игроки сидят с закрытыми глазами). Получив задание, первый игрок решает, как он может передать это чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, пантомически передает ему свой вариант эмоции. Так исходная информация передается по кругу. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют право наблюдать за тем, как трансформируется информация. Пройдя круг, эстафета возвращается к ведущему. В конце ведущий показывает исходную эмоцию. Происходит обсуждение упражнения.
«Большой театр эмоций»
Упражнение проводится в парах. Первый придумывает и показывает эмоцию партнеру, он, соответственно, должен ее угадать. Затем партнеры меняются. Примерные эмоции:
· Кипящая злость
· Родительская нежность
· Молчаливый упрек
· Благостная лень
· Великодушное прощение
· Неприкрытый сексуальный интерес
· Колючая ревность
· Зубодробительная настойчивость
· Сладкая зависть
· Искреннее сочувствие
· Искрящаяся радость
· Кокетливая заинтересованность
· Горькая обида
· Напряженное внимание
· Хитрая лесть
Техника речи
Разминка
Всей группой четко, громко, разделяя каждый звук, произнесем гласные «А», «О», «И», «У», «Ы»
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.