Формы эстрадного спектакля-концерта
Эстрадный концерт, как правило, состоит из номеров, связанных между собой только «сквозным» конферансом обычного типа, который осуществляется солистом-конферансье или дуэтом ведущих1. Но по мере усложнения формы конферанса концерт постепенно перерастает в спектакль. Разумеется, элементы конферанса не могут обратиться в полноценную пьесу. Мы бы назвали такие обрамления, распадающиеся на самостоятельные интермедии театрализованного конферанса, «пунктирными»: сюжет в конферансе есть, но он лишь намечен, поскольку играет только вспомогательную роль. Впрочем, свои функции — занять промежутки между номерами, сцементировать отдельные номера в единую программу — такая «пунктирная» рамка выполняет.
От такого концерта значительно отличается эстрадное обозрение. Здесь сюжет обрамления занимает более значительное место. Как правило, он строится на том, что кто-то кого-то или что-то должен найти. Это дает возможность обозревателю (чаще обозревателям) посетить все места действия, где происходит то, что нужно показать зрителям по замыслу спектакля. И опять-таки значительная часть мест действия в подобном обозрении подсказана тем, что нужно более или менее логично оправдать показ существующих «для себя и в себе» эстрадных номеров. Уже в начале прошлого века такого рода обозрения ставились на сценах европейских театров. Но, само собой разумеется, тут важно, как написано обозрение, каковы его замысел и тенденция; какова «начинка» из номеров и сцен.
По форме обозрения делятся на два вида: сатирическое обозрение и обозрение-феерия. Конечно, это не исключает присутствия элементов одного вида зрелища в другом. Но оба типа обозрений разграничены вполне определенно. По содержанию обозрения разделяются на однотемные и многотемные.
О ритме номера и спектакля
Значение ритма в природе и в человеческой жизни крайне велико. О проявлениях ритма в физиологии человека (дыхание, сердцебиение, ходьба и т, д.), в его работе, в процессе
1 См главу о конферансе.
любого производства — от самого примитивного, какое под силу дикарю, и до самого сложного, современного нам, — написаны сотни книг. А искусство вообще невозможно вне ритма. И обширная литература всех времен и народов трактует проблемы ритма в явлениях культуры.
Что называется ритмом? Определений существует очень много. Нам кажется, что одной из наиболее удачных попыток выяснить, что такое ритм, является такая формулировка:
Ритмом называется всякое равномерное чередование соизмеримых частиц.
Тем, кому она покажется чересчур общей, мы напомним, что под определение ритма должны подойти и такие явления природы, как движение морских волн или скорость ветра, света, звука; и ритм совместной работы целого коллектива людей; и мерность жестов, переходов в танце; и сочетание размеров в стихах, в архитектуре и в музыке; и сердцебиение человека или животного; и скорость бегуна — так же, как движение поезда, самолета, ракеты…
В зрелищных искусствах, связанных со словом, ритм проявляется в двух сторонах спектакля: он присутствует в пьесе, рассказе, сценке — словом, в той рукописи, которая положена в основу спектакля; а затем возникает ритм спектакля в целом и ритм каждого входящего в него произведения (номера) — в частности. Разумеется, ритм спектакля на сцене зависит от ритма литературного произведения, положенного в его основу. Но в спектакле нельзя обойтись одним только литературным ритмом рукописи. Разные персонажи и разные обстоятельства пьесы (номера) будут диктовать исполнителям и постановщику свои многообразные ритмы для выражения того, что написано автором. Поступки и аффекты, чувства и мысли действующих лиц подскажут целую палитру меняющихся и вза-имосочетающихся ритмов. А из всего этого возникает генеральный ритм спектакля, хотя бы весь этот спектакль длился всего три минуты (малые интермедии).
Предвидим возражения: как можно говорить о смене ритмов, если самое понятие ритма включает в себя закономерность, постоянство в движении частей?
В том-то и дело, что и в самой действительности, а тем более — в искусстве, ритм никогда не бывает механически однообразным. Плохо, когда нарушается ритм движения паровой машины. Но даже автомобиль способен к перемене ритмов в зависимости от скорости, величины груза, качества дороги.
Человеческое сердце бьется чаще и реже в зависимости от физической нагрузки или в результате возникновения мыслей, чувств. Самое ритмичное из искусств — музыка построена на величайшем разнообразии в смене ритмов. Таким образом, сама по себе смена ритмов есть явление ритмическое. К сожалению, мы знаем, что малоодаренные художники во всех областях (в поэзии и в хореографии, в музыке и в беллетристической прозе, в архитектуре и в театре) становятся рабами дурно понятого постоянства в ритмическом рисунке. Между тем подлинное авторское мастерство выражается еще и в том, что в произведении сочетаются многие ритмы, — и это идет на пользу его замыслу и форме.
Ритм как понятие родовое включает в себя и определение более узкое и более конкретное: темп. Этот термин означает степень скорости, с которой протекает какое-либо явление. Например, можно сказать, что данное музыкальное произведение написано или исполняется в ритме вальса. Но ритм вальса останется таковым и в том случае, если один такт — единица музыкального деления — этого вальса осуществляется в секунду, и в том, когда такт вальса будет звучать две секунды или полсекунды. А вот понятием темпа мы определим конкретную скорость данного танца.
Существует еще название «темпо-ритм». Им оперируют, если желают выразить все свойства обоих названий: и широкое определение ритма, и жесткое измерение в цифрах заранее установленного отрезка времени, и количество соизмеримых частиц, какие приходятся на данный отрезок. Определение темпо-ритм любил К.С. Станиславский, ибо для искусств исполнительских, каковы суть музыка и зрелища всех видов, значение темпо-ритма очень существенно.
Мы говорили, что чувство ритма свойственно человеку от рождения. Но можно и развивать его соответствующими упражнениями, что и делается обычно во всех учебных заведениях, готовящих кадры для искусства (балета, драмы, кино, цирка, эстрады). Уроки ритмики входят и в систему общего образования (школьного и дошкольного).
Остановимся вкратце на проблемах ритма в драматургии разговорных жанров.
Разумеется, по сравнению со стихотворными произведениями в прозе значение ритма сильно уменьшается. Существует даже закон стилистики, осуждающий нечаянное возникновение стихотворного размера или ненужных рифм в прозаическом произведении.
Но тем не менее каждое прозаическое произведение, начиная от миниатюры в несколько строк и кончая романом, имеет свой ритм, свой ритмо-темп. Более того: каждый смысловой кусок произведения (термин Станиславского) имеет определенный ритм, ибо внутри даже небольшого рассказа возможны изменения в динамике: какая-то часть повествования посвящена спокойным моментам в жизни героя или вводит читателя в курс событий сдержанным языком автора. А дальше, допустим, наступили резкие и быстрые перемены в жизни героя. Ему пришлось действовать решительно, герой заговорил сам (прямая речь) —ясно, что ритмический рисунок его взволнованных реплик не должен быть похож на спокойное повествование от автора… Наконец, не исключены в фабуле и такие события, как авария, смерть героя, пожар, наводнение, землетрясение, война. Все эти части повествования потребуют различных ритмов для своего выражения.
Иногда нерасчетливый автор, постановщик или исполнитель прибегает с самого начала рассказа или спектакля к такому тревожному, нервному ритму, что читатель (зритель) очень быстро утомляется. И когда события принимают более динамический и значительный характер, автору просто нечем это выразить: он истратил все свои возможности и отнял запас внимания у аудитории.
А в рассказе или сцене, где действуют несколько персонажей, смена ритмов в описании и — особенно! — в прямой речи просто необходима. Здесь ритм делается ярким и лаконичным штрихом в характеристике каждого действующего лица.
Кто хоть сколько-нибудь внимательно прислушивался к языку крестьян или рабочих, жителей городских окраин, словом, представителей трудового народа, тот несомненно знает, что очень часто в этих классах и социальных прослойках встречаются люди, которые по-своему и очень индивидуально выражают собственные мысли и чувства, постоянно сами творят новые слова и обороты. А какое богатство ритмов порой открывается здесь.
Особенно уместно использование этой стороны живой русской речи в тех произведениях для эстрады, которые наиболее близки к разговорному языку. Однако было бы неверным представлять себе, что воспроизведение прямой речи в литературном сочинении любого жанра может быть точной копией того, что в этом смысле бывает в жизни. К сожалению, малоодаренные и недостаточно глубоко проникающие в суть жизни авторы иной раз тащат в свои произведения все то, что они слышат в действительности. Не говоря уж об идейной ущербности такого метода, отсутствие отбора в воспроизведении прямой речи приводит к тому, что все ценное, что есть в данном куске, потонет в словесном мусоре.
Существенно еще и то, что темпо-ритм является важным компонентом идейного звучания спектакля или номера. Ибо быстрым темпом можно и трагедию довести до звучания фарса, а сообщив зрелищу значительную медлительность, усугубить смысл происходящего на сцене до философских обобщений. Это — только два крайних варианта. А сколько своеобразных решений дает номеру на сцене счастливо найденный разнообразный ритмический рисунок, который может подчеркнуть любой компонент зрелища или, наоборот, приглушить этот момент, затушевать его, сделать нейтральным!..
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.