Определение типа голоса

Событие завершилось
18+

Для начинающего певца важно проанализировать типы голосов и классифицировать собственный тембр, это не просто информация «для галочки».

Принадлежность голоса к конкретному типу (а это исключительно природные данные) определяет направление, в котором вокалисту лучше всего развиваться, чтобы улучшить голос.

По аналогии со спортом: любого можно научить играть в баскетбол, но игроку высокого роста всегда будет удобнее и проще. Так же природный тенор уверенно работает с высокими нотами, в то время как баритону с ними значительно сложнее. Правильное определение голоса позволит составить индивидуальную программу для занятий вокалом и подобрать репертуар для будущих выступлений.

Самый надежный и наиболее простой способ классифицировать собственный голос — обратиться к специалисту. Даже если по каким-то причинам вы не хотите постоянно заниматься с педагогом, вам все равно желательно взять хотя бы несколько уроков. В ходе этих базовых занятий педагог поможет определить тембр голоса и покажет азы, по которым вы сможете заниматься дома.


Основные типы голосов


Сложность заключается в том, что типовые признаки проявляются по мере раскрытия певческого голоса. У начинающих вокалистов связки еще не разработаны, соответственно, признаки скудны и размыты, а в ряде случаев вообще могут отсутствовать. Но сделать приблизительные выводы все же можно.

Для начала рассмотрим существующие типы певческих голосов по классификации итальянской оперной школы (от высоких к низким):

  • сопрано,
  • меццо-сопрано,
  • контральто,
  • тенор,
  • баритон,
  • бас.

Итальянцы сравнивали певческие голоса со звучанием четырех струнных инструментов: скрипки, альта, валторны и контрабаса.

Мужской голос


Занятия ораторским мастерством помогают точно определить оттенки и характер своего голоса.

Существуют следующие типы мужских голосов:

  • Тенор — высокий мужской голос в диапазоне от До малой октавы до До второй октавы, различают тенор-альтино, лирический, меццо и драматический тенор;
  • Баритон — средний мужской голос в диапазоне от Ля большой октавы до Соль первой октавы, различают тенор-баритон, лирический и драматический баритон;
  • бас — низкий мужской голос в диапазоне от Ми большой октавы до Ми первой октавы, различают высокий, центральный и низкий бас.

Среди мужчин довольно редки певцы, владеющие женским диапазоном голоса. Однако они встречаются и все еще используются в опере. В эпоху возрождения таких певцов создавали искусственно путем кастрации мальчиков-подростков с целью предотвращения возрастных изменений голоса.

Женский голос


В классификации выделяют следующие типы женских голосов:

  • Сопрано — высокий женский голос в диапазоне от До первой октавы до До третьей октавы, различают колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое и драматическое сопрано;
  • Меццо-сопрано — средний женский голос в диапазоне от Ля малой октавы до Ля второй октавы, различают лирическое и драматическое меццо-сопрано;
  • Контральто — низкий женский голос в диапазоне от Ми малой октавы до Фа второй октавы.

Важно понимать, что на практике не бывает голосов, идеально вписывающихся в обозначенные выше рамки. Две октавы на каждый тип голоса всего лишь дают представление о расположении рабочего диапазона, в котором голос лучше всего раскрывается, а вокалисту удобнее всего петь.

Однако бывают певцы, диапазон голоса которых охватывает и 3, и 4 октавы. Все это — весьма условная классификация, но не следует думать, что она совсем ничего не значит.

Как определить тип своего голоса самостоятельно


На занятиях мы анализируем звучание голоса в разных регистрах, чтобы определить его тембр.

Если вы начали заниматься вокалом только что, то задача определения типа голоса трудновыполнима. Не спешите, просто занимайтесь вокалом, а по мере занятий присматривайтесь к собственным успехам.

На первых порах будет сложно что-либо сказать наверняка, т. к. диапазон еще слишком узок и находится на разговорном уровне. Вы еще не овладели голосом настолько, чтобы делать выводы о тесситуре (самом удобном участке диапазона) и качестве звучания нот в разных тональностях.

Распеваясь, обращайте внимание на ноты, которые даются лучше всего, и на самые сложные ноты. Следите за расширением диапазона голоса по самой высокой и самой низкой нотам, которые удается взять. Этот показатель вы всегда можете сверить с диапазонами основных типов голоса, описанных в предыдущем разделе статьи, и примерно определить тональность своего голоса.

В случае с детским голосом, определение еще сложнее, т. к. голосу предстоит пройти несколько стадий формирования. Малыша лучше всего отдать в театральный кружок для детей театральной школы Бенефис, где мы научим его использовать голос и речь всесторонне.

Если вы обладатель более-менее поставленного голоса, задача упрощается. Выберите музыкальное произведение (песню, охватывающую минимум полторы октавы). Если под рукой есть музыкальный инструмент, подберите ее.

Спойте произведение в разных тональностях и обратите внимание на две вещи:

  1. Удобство. Чем дальше вы удаляетесь от тесситуры, тем тяжелее петь. Если вы не новичок, которому пока еще тяжело петь везде, то вполне можете ориентироваться на собственные ощущения. Найдите самый удобный диапазон и сверьте со списком типовых характеристик голосов из предыдущего раздела статьи.
  2. Тембр. Уникальные тембровые характеристики голоса лучше всего раскрываются, когда вы поете в своем рабочем диапазоне. Это значит, что если у вас природный бас, то пение теряет красоту тембра на высоких нотах. По мере повышения тональности ноты будут становиться тусклыми и невыразительными. И напротив, понижая тональность, вы услышите, как каждая нота наливается густым и колоритным звучанием, приобретает оттенок и характер.

С этими двумя показателями можно работать и на распевках — петь не произведение, а октавы. Результат будет тот же: низкий голос при пении снизу-вверх будет тускнеть и терять выразительность, высокий голос, наоборот, обретать яркие краски и т. д.

Если в вашем распоряжении есть студия звукозаписи, то определение диапазона своего голоса пройдет еще легче. Как и в предыдущем варианте, потребуется песня, охватывающая минимум полторы октавы, и фонограммы к ней в различных тональностях. Прелесть студии звукозаписи в том, что вы записываете свой голос, затем слушаете со стороны. Ведь в записи голос звучит совсем иначе, вы слышите объективное звучание, а не то, к которому привыкли. Запись позволит объективно оценить раскрытие голоса и красоту звучания нот.



Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна