Тема весны в исскустве лаковой миниатюры
Лаковая миниатюра — довольно загадочное словосочетание, которое, пожалуй, сегодня знакомо далеко не всем. Это удивительный народный промысел, который зародился несколько веков назад и был невероятно популярен. Сегодня же это искусство осталось как элемент народной русской культуры, как часть восхитительного русского ремесла, филигранного, тонкого, изысканного и все еще остающегося интересным, интригующим. Лаковые миниатюры, как и расписные матрешки, стали фирменными сувенирами «Из России с любовью».
История лаковой миниатюрыНаша эра длится чуть больше двух тысячелетий. Удивительно, но примерно с зарождением христианства, то есть около 2000 лет назад, были найдены свидетельства того, как в Древнем Китае художники, украшавшие деревянные и фарфоровые изделия, покрывали работы соком лакового дерева. Застывая, он превращался в удивительное глянцевое полотно, которое хранилось гораздо дольше, поскольку краски были надежно защищены от растрескивания. Так что можно сказать, что именно Китай стал родиной искусства лаковой миниатюры, которое в Российской империи достигло необычайного расцвета.После появления в Древнем Китае (о чем свидетельствуют найденные древние манускрипты) лаковая живопись прошла несколько этапов, прежде чем оказалась в нашей стране:
Чуть позже Китая лак, которым было принято покрывать фарфоровые чашки и вазы, деревянные шкатулки и табакерки, проник в Японию и Корею, быстро распространился в странах Азии.
В Средние века лак стал известен и на территории Индии, а затем — Ирана.
Лишь в XVII веке искусство добралось и до стран Европы — во Франции, например, существовала даже Мартеновская мануфактура. Братья помогли упростить технологию создания мини-шедевров, потому что вывели менее дорогой и более простой в обращении масляный лак. Масляные краски для миниатюр заменили традиционные темперы.
Лишь в конце XVIII века в Российской империи стало известно это удивительное ремесло, поистине прославившее наших мастеров. Изделия с миниатюрами стали очень популярны и при дворе, и среди знати. Стало очень модно и почетно иметь дома шкатулку или табакерку с интересным изображением.Лаковая миниатюра — это утонченное искусство живописи. Мастера вручную создавали небольшие изображения, которые затем покрывались лаком и старательно закреплялись.В 18 веке самой востребованной и популярной была Федоскинская школа лаковой миниатюры. Однако совсем скоро к ней добавились еще некоторые — о них мы расскажем подробнее.
Палех — это довольно молодая школа лаковой миниатюры. Она была организована в 1924 году. До революции 1917 года здесь процветала иконопись, причем иконы писались исключительно для богатых аристократов, реже — для мещан. Здесь часто использовали золото, очень тщательно прорабатывали даже мельчайшие детали
Холуй —это самая молодая школа лаковой миниатюры в России. Изначально в Холуе украшали не готовое изделие, а подготовленный картон, из-за этого считалось, что мастера расписывали изделия как-то «станково», без некоторой изящности и уникальности, без «изюминки». Однако многочисленные эксперименты позволили сделать Холуйскую артель художников процветающей.
Тема весны в лаковой миниатюре широко представлена: это и весенние пейзажи пробуждения природы и образы юных девушек, и весенние народные праздники: масленица, завивание березки и тп., Образ весны имеет философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Наша русская природа еще десятки, сотни лет будет вдохновлять поэтов и художников на создание прекрасных произведений.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.