Народные музыкальные инструменты

Событие завершилось
12+

Русские народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. История их возникновения и развития неразрывно связана с этапами формирования духовного общественного сознания. Анализ исторического пути государства Российского дает ключ к пониманию сложных процессов формирования народной музыкальной культуры и всего инструментария в частности.

Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Почти каждый регион России представлен самобытными инструментами, которые во многом олицетворяют специфику и формы существования фольклора. Ярким подтверждением этому служит видовой спектр гармоник, название которых соответствуют месту их бытования («болого-евская», «елецкая», «касимовская», «ливенская» и др.). Вместе с тем, в исполнительской практике утвердился большой унифицированный ряд народных инструментов, которые использую повсеместно как в любительской, так и в профессиональной сферах. К нему можно отнести жалейку, баян, домру, балалайку, гитару, бубен и др. Поэтому инструментарий народной музыкальной культуры имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Его углубленному изучению посвящены различные исследования.

Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. В современном инструментоведении получила признание, в качестве основы, классификационная система, в которой определяющими являются два признака: источник звука и способ или механизм его извлечения. Исходя из данной системы, музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:

I. ДУХОВЫЕ.

1. Флейтовые — свирель, сопель, кувиклы или кувички;

2. Язычковые — жалейка, брелка, волынка;

3. Мундштучные — рог, рожок; 246

Основные виды и жанры

народного художественного творчества

II. СТРУННЫЕ.

И 1. Щипковые — гусли, домра, балалайка, бандурка, 7-

I; струнная гитара;

! 2. Смычковые — гудок;

I' 3. Фрикционные — лира колесная.

III. КЛАВИШНО-ДУХОВЫЕ, ЯЗЫЧКОВЫЕ.

1. Гармонь.

2. Баян.

4. Аккордеон.

IV. УДАРНЫЕ.

1. Мембранные — бубен, барабан, набат, накры, тулумбас.

2. Самозвучащие — ложки, трещотки, рубель, косточки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка (пастуший барабан).

Одни из первых упоминаний о народных инструментах относятся к эпохе Киевской Руси. Дошедшие до нас материалы свидетельствуют о том, что инструменты использовались в княжеских дружинах на пирах, народных праздниках.

Ратная служба предполагала применение большого количества всевозможных духовых инструментов: различные виды труб, рог, сурна, свирель и др. Сигнальные функции в войсковых соединениях выполняло множество ударных инструментов. Среди них: било (деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком), колокол, варган (инструмент, близкий по конструкции к металлофону), всевозможные ратные бубны, накры, набат и др.

Широкое распространение народный инструментарий получил в среде скоморохов — первых русских музыкантов -профессионалов. С их творчеством связаны как первые шаги,

247

Народная художественная культура

и другие, либо к группе сомозвучащих — било, трещотки, ложки, рубель, колокола и др.

Первые сведения об ударном инструменте (бряцало) относится к XI веку (Минея сентябрьская). По историческим памятникам с XII века известен самозвучащий инструмент под названием — било.

Бытовало две его разновидности — великое било и малое било.

Великое било — толстая доска длиною до 8 метров, подвешенная на двух цепях. По ней бьют равномерно специальной колотушкой.

Малое било (клепало) — двухметровая доска шириной 10 см. Имеет форму двухлопастного пропеллера с выемкой посередине для держания инструмента. Ударяют в малое било деревянной колотушкой.

Било использовалось в качестве сигнального инструмента. В этой функции оно просуществовало, например, в раскольничьих скитах вплоть до нашего столетия. Исследователь Смоленский СВ. утверждает, что клепание в било — это «первичная форма колокольного звона».

Колокол — родственник древнерусского била. Первое упоминание

о нём находится в летописи о взятии неприятелем Новгорода и о снятии колоколов с Софийского собора в 1066 году. В XV веке западноевропейские путешественники пишут о русских звонах, как о характерном национальном явлении. Кроме церковно-ритуальной, колокола выполняли политическую, гражданскую, военную функцию. Об этом говорят названия колоколов: «осадный», «всполошный», «вечевой». Колокола различаются по весу: Малые зазвонные (4 — 80 кг) и большие зазвонные (130 — 400 кг). Большие колокола: повседневный (1600 — 8000 кг), полиелейный (8-11 т), воскресный (до 16 т), праздничный (16 т и более).

Льют колокола из колокольной бронзы. В русском колоколе, в отличие от западноевропейского, подвижной частью является язык, а не сам корпус. От языка колокола идут 258

Основные виды и жанры народного художественного творчества

верёвки, как в руки звонарю (от малых колоколов), так и перекладинам колокольни (от средних) и к ножным педалям. Стоя на одной ноге, опытный звонарь попеременно нажимал другой ногой педали, а локтями и за- пястьем приводил в движение языки больших и малых зазвонных колоколов.

Бубен ратный — металлический котёл с натянутой кожаной мембраной. Удар по мембране производился с помощью вощяги -колотушки в виде кнута с плетёным шаром на конце. Использовались разновидности ратных бубнов — ту-лумпас и набат, перевозили их на лошадях. Применялись бубны для звуковой связи и подачи команд в древнем русском войске, для устрашения врага.

Пастуший барабан — цельная деревянная доска со слегка скошенными или закруглёнными верхними углами. Материалом для изготовления служит ель, сосна. Размеры инструмента достаточно свободны: длина — 50-100 см, ширина — 25- 40 см, толщина -1,5-6 см. Инструмент подвешен на шее при помощи ремешка или верёвки и располагается горизонтально на уровне пояса. Играют на барабане двумя деревянными колотушками длиной 20- 35 см. Звуками барабана пастух извещал людей о том или ином моменте процесса пастьбы стада. Нередко инструмент сопровождал пляску и пение. Распространён в средней полосе России. В разных областях имеет различные названия — пастушка, постухалка, барабанка и др.

Трещотка — ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Вероятно был создан специально как музыкальный инструмент. Представляет собой набор деревянных пластин, в количестве от 14 до 22 штук, нанизанных на две верёвки. Пластины изготавливаются из твёрдых древесных пород: дуба, клёна, ореха. Длина пластины — 14 — 17 см, ширина — 5 — 9 см, толщина — 0,5 — 0,6 см.

Первое упоминание о трещотке в письменных источниках встречается в 1714 году. Районы бытования инструмента — преимущественно южные области: Курская, Орловская,

259

Народная художественная культура

Калужская, Тульская. Не случайно порой трещотку называют «курской». Приёмы игры на ней весьма разнообразны.

Существует круговая трещотка (Raganella) — широко используемая в симфонической музыке. Эпизодически применяют её и в народных оркестрах и ансамблях. Существует предположение, что на Руси она использовалась как шумовое приспособление.

Бубен скомороший — само название инструмента говорит о среде его бытования. Бубен представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одной стороне кожаной мембраной и подвешенными с внутренней стороны колокольчиками. Скоморохи и медвежьи поводыри при игре на бубне при меняли различные приёмы и фокусы: подбрасывая и схватывая его на лету, били бубном то по своим коленкам, то по голове, ударяли по мембране либо обечайке кистью руки, локтем, пальцами, делали тремоло и «вой», проводя по мембране большим пальцем правой руки.

Часто вместо бубна в руках скомороха оказывался двусторонний барабан, что нашло отражение в миниатюре XVI века «Игрище славян вятичей»(Радзивиловская летопись).

К третьей группе инструментов следует отнести предметы домашнего обихода, при определённых условиях становящиеся ударными музыкальными инструментами. Это ложки, тазы, сковороды, рубель, ухваты, коса и др. Практически любой предмет домашней утвари на праздничном гулянии мог стать музыкальным инструментом, однако только некоторые из них получили своё второе рождение и стали изготавливаться в чисто музыкальных целях.

Ложки — для музыкальных целей их изготавливают из твердых пород дерева (дуб, ясень, клён, бук). Музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки, иногда вдоль рукоятки привешивают бубенцы. Игровой комплект состоит из 2 — 4 ложек. Приёмы игры достаточно разнообразны. В русских печатных изданиях XVIII века появляются первые сведения о них.

Рубель — изогнутая доска длиной около полуметра с ручкой. На выпуклой стороне нарезано множество попереч-

260

Основные виды и жанры народного художественного творчества

ных ребринок. В быту рубель использовали для разглаживания белья. Одной рукой держат инструмент за ручку, другой рукой — ложку либо деревянную полочку, которой быстро проводят по ребристой стороне. Возможны отдельные удары по различным местам инструмента. Применяемый и изготавливаемый в настоящее время музыкальный инструмент отличается от своего прообраза — он не имеет изгиба, для улучшения акустических характеристик в одном из торцов по длине вырезается резонаторная щель.

Ухват — приспособление, при помощи которого ставили и вытаскивали из русской печи чугуны и горшки. Торцами ухватов отбивакЬ об пол плясовые ритмы. На верхнем конце каждого древка приспосабливают по две тарелочки от бубна. Сочетание глухих ударов об пол с позвякиванием напоминают танец в сапогах со шпорами. Отсюда второе название этого инструмента — шпоры.

Рогач —приспособление для сушки кухонной посуды, применяется в деревнях Орловщины в качестве ударного инструмента.

Коса — на ней играют, предварительно сняв с древка. Одной рукой держат косу за основание остриём вниз, другой рукой — большой гвоздь и выбивают о косу различные ритмы. Инструмент бытовал в селах Воронежской, Курской и Белгородской областей.

В связи с возрастающим вниманием к народным традициям, предметы патриархального быта всё чаще получают своё второе рождение в качестве музыкальных инструментов. Таким образом, возрастает роль исполнительского искусства как хранителя старинных традиций русской культуры.

Ударные инструменты на протяжении многих веков активно использовались в народной инструментальном творчестве и являлись украшением сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительского искусства. Дошли до наших дней и получили широкое распространение такие инструменты как бубен, ложки, парные ложки О.Буданкова, косточки «рубель», рыкалка, трещотка обычная, курская трещотка

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна