Виды кукольного театра

Событие завершилось
12+

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами.

Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол;

2. Театр низовых кукол;

3. Театр кукол срединных.

     Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Подробнее обратимся к характеристике театров кукол:

1.Театр верховых кукол. Верховые куклы — те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов, а именно на тростевые, перчаточные и пальчиковые.

    Первой в классификации верховых кукол является тростевая кукла. Свое название она получила от тростей (деревянных, металлических, костяных), при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение туловище, голова и конечности куклы. Самая простая тростевая кукла надевается на трость (гапит) и управляется кукловодом снизу, тростевая кукла посложнее надевается на две трости. Иногда используют разветвленные трости, которые создают у кукол эффект рукава. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы. Чтобы в нужную минуту кукловод мог легко взять трость, к концам их полезно приделать веревочные петли и продеть в них свою руку .

   Трости могут быть открытые, видимые глазу зрителя или замаскированные в складах одежды куклы (в ее широких рукавах или накинутом на плечах плаще), или скрытые внутри туловища куклы. Обычно тростевой куклой управляет один кукловод, но бывают исключения. Когда движения куклы сложные (например, в танце или игры с вещами), нужно попросить помощь товарища и проработать движения .

    Наиболее легкой в управлении по мнению кукловодов — является перчаточная кукла. Перчаточные куклы или «петрушки» — это куклы, которые надеваются на руку как перчатка и управляются с помощью пальцев.Такие куклы появились ещё в глубокой древности и были известны как на Востоке (больше в Китае), так и на Западе (в Европе).

   Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками. Перчаточные куклы, как правило не имеют ног. "Ноги куклы — ноги актера" — говорят кукольники.

   Для детей был создан более упрощенный вариант кукол, который был назван пальчиковым. Они были созданы не только для развлечения детей, но и для развития мелкой моторики и координации движений .

  Пальчиковой куклой является кукла, которая надевается на отдельный палец. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи русских народных сказок. Высота пальчиковой куклы примерно 7-9 сантиметров, поэтому они очень компактны .

     Рассмотрев верховой театр кукол, мы возвращаемся к классификации кукольного театра. Следующим видом является срединный театр. К срединному театру относятся теневые и ростовые куклы.

  Одним из самых таинственных и загадочных театров — театр теней. Он появился около 200 года до нашей эры. По распространенным материалом художественной литературы, он возник благодаря придворному китайского императора. В целях утешения императора, придворный сделал из шкуры животных силуэт погибшей жены императора и поставил его за занавески в комнате погибшей. Таким образом, когда взошло солнце, лучи опали на силуэт и перед императором возвышался силуэт (тень) любимой. Так с помощью теневого театра придворный смог излечить правителя от тоски.

   Высота кукол для театра теней не превышала 30 сантиметров. Все фигурки были подвижными. С помощью тонких длинных прутьев куклами управлял человек, скрывающийся за экраном.

Противоположностью теневых кукол стали ростовые куклы. Самым главным отличительным признаком между ними является размер куклы.

    Ростовая кукла — это вид анимационного костюма для аниматора, который выполняет развлекательный или рекламный сюжет. Ростовая кукла может быть разного размера и объёма, или же изготавливается непосредственно по фигуре актёра. Ростовые куклы часто применяются в киноиндустрии и в спортивных мероприятиях (талисман команды). В киноиндустрии в конструкции ростовой куклы может применяться аниматроника, добавляя реалистичность или мимику герою.

    В комплект обычно входят голова-маска, конструкция или комбинезон с жилетом для придания объёма, одежда, накладки на обувь и перчатки в виде рук или лап. Дополнительно могут использоваться аксессуары: громкоговорители, микрофоны, система вентиляции. Костюм позволяет аниматору полностью перевоплощаться в образ сказочного героя, персонажа мультфильма или комикса. Ростовые куклы пользуются популярностью у любой аудитории .

           Заключающим видом становится театр низовых кукол, в которых используются куклы-марионетки. Куклы-марионетки управляются системой нитей, прикрепленных к их голове, торсу и конечностями. Как и в театре верховых кукол, в театре низовых кукол зритель не видит кукловодов — они закрыты верхней занавеской или же падугой. В некоторых спектаклях актёры могут возникать перед зрителями на половину своего роста или даже полностью.

         Марионетки видны зрителю во весь рост. Они могут не только ходить по полу, но и подниматься по лестницам, взбираться на трапецию, — словом, делать почти все, что делает человек. Однако движения их будут более порывистыми, угловатыми, более условными, не совсем такими, как у живых существ. Устройство, с помощью которого кукловод управляет куклой-марионеткой, называется вагой.

    Вага имеет стержень, к которому прикреплено подвижное коромысло, и поперечную планочку, расположенную ниже коромысла. Вот к стержню, коромыслу, планочке и прикреплены нити. Каждая нить имеет свое назначение и название.

     Кукла-марионетка может делать много разнообразных движений. Кукловод держит в одной руке вагу, а другой перебирает прикрепленные к ней нити и играет куклой. Очень часто одной куклой управляют не один кукловод, а несколько.

        В постановке кукольного театра важно учитывать не только виды кукол и их управление, но и знать задачи и роль, которую он выполняет. Изначально кукла была создана для взрослых и являлась талисманом, который защищал от бед и неприятностей. Но через столетья кукла меняет свое предназначение и становится обычной игрушкой, ролью которой являлось развлечение аудитории. преимущественно детской. Кукольный театр стал выполнять не только развлекательную функцию, но и образовательную.


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна