Инструментально-музыкальное творчество
Музыкально-инструментальная самодеятельность охватывает широкую массу любителей, желающих овладеть музыкальной грамотой и навыками игры на каком-либо инструменте.
Русский народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Это и гармошка, и жалейка, бубен, баян, домра, балалайка, гитара.
Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. Они подразделяются по 2 признакам — это источник звука и способ его извлечения. Исходя из данной системы музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:
Духовые
Флейтовые: свирель, сопель, кувиклы;
Язычковые: жалейка, брелка, волынка;
Мундштучные: рог, рожок
Струнные:
Щипковые: гусли, домра, балалайка, струнная гитара;
Смычковые: гудок;
Фрикционные: лира, колесная;
Клавишные:
Гармонь,
Баян,
Аккордеон,
Ударные:
Мембранные: бубен, барабан, накры, тулумбас;
Самозвучащие: ложки, трещотки, косточки, ухваты, коса, роган, колокол.
Одним из первых упоминании о народных инструментах относятся к Киевской Руси.
Ратная служба предполагала применение большого количества всевозможных духовых инструментов. Затем широкое распространение народные инструменты получили в среде скоморохов, которые были первыми русскими музыкантами-профессионалами. На ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастушковой среде широко использовались струнные инструменты: гусли, домры, гудок.
Позднее широкое распространение получила балалайка и струнная гитара 17-19 век. Конец 19 века ознаменован появлением гармоник.
В конце 19 века музыкант-просветитель В.Андреев создал национальный оркестр РНИ. Андреев был композитором и дирижером, виртуозным исполнителем на балалайке и гармонике из Пскова.
В начале 20 века русский музыкант О. Смоленский сконструировал жалейки и создал квартет жалейщиков.
Широкой известностью пользовался Владимирский пастух Н. Кондратьев, который создал ансамбль рожечников (иностр., рожок). Позднее в оркестре Н.Осипова была целая оркестровая группа рожков.
Важной группой арсенала русских народных инструментов являются струнные инструменты. Среди них наиболее широкое распространение получили: гусли, домра, балалайка.
Гусли — крыловидные звончатые и прямоугольные (столообразные). Среди основателей ансамбля гусляров был 0. Смоленский, который открыл жалейку. На сегодняшний день гусли входят во все оркестры Русских народных инструментов. Большой вклад в развитие гуслей внесла композитор В. Городовская, выпускница училища им. Собинова, солистка национального, оркестра им. Н. Осипова.
Домра — занимает одно из ведущих мест среди струнных инструментов. Домры впервые появились в 16 в. и потом как бы забылись.
В конце 19 в. домра появилась в Андреевском оркестре и с тех пор является неотъемлемой частью оркестров народных инструментов. Домры Андреевского образца имеет корпус в виде полушария. Игра по струнам производится с помощью медиатора. В оркестре употребляются домры «пикало», «прима», «альт», «тенор», «бас», «контрабас», каждая из которых имеет свою настройку струн. Лучшим исполнителем на домре сегодня считается А. Циганков — композитор, народный артист России.
Первые образцы народной балалайки 19-20 веков представляют собой трехструнный инструмент с треугольным корпусом. Балалайка наиболее молодой инструмент русского народа, возникший не ранее 2-й половины 17 века.
Гармоника — первое образцы гармоник появились в России в 30-40 годы 19 столетия. Инструмент небольшого размера, сильного звучания и относительно легкого овладения. Гармоника одновременно служила исполнением мелодии и аккомпанементом. В конце 19 века, когда появилась «городская песня» и гармошка стала служить как аккомпанемент. Родина гармошки — Тула. Совершенством конструкции гармоник стал баян, и теперь баян является многотембровым инструментом, без которого не обводится не один оркестр русских народных инструментов.
Ударные инструменты:
Первые сведения об ударных инструментах относятся к 11 веку. Первый инструмент из серии ударных — бил.
Било — это толстая доска подвешенная на 2-х цепях по которой бьют равномерной колотушкой. Удары в било это первичная форма колокольного звона. Колокол — кроме церковно-ритуальной выполнял военную, гражданскую функцию.
Бубен — металлический котел с натянутой кожаной мембраной. Удар по мембране производится с помощью колотушки в виде кнута с плетеным шаром на конце.
Трещотка — ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Это деревянные пластины нанизанные на 2 веревки.
Ложки — для музыкальных целей изготовляют из твердых пород дерева (дуб, ясень, клен), игровой комплект состоит из 2-4 ложек.
Анализ всей разнообразной гаммы русских народных инструментов показывает, что они предоставляют собой живительный источник, который во многом питает все пласты народной художественной культуры.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.