Чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания

Событие завершилось
12+

Значение формирования музыкально-эстетической культуры личности достаточно велико. Требования, предъявляемые современным обществом к личности любого рода профессии, предусматривают, прежде всего, разносторонний кругозор и высокий уровень ее культуры. Проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности средствами национального музыкального фольклора на сегодняшний день является наиболее актуальной.

В  исследовании  рассмотрены музыкально-педагогические возможности чувашского музыкального фольклора, в частности, его использование в качестве эффективного средства формирования основных компонентов музыкально-эстетической культуры личности.

Мной  определены и теоретически обоснованы основные компоненты музыкально-эстетической культуры личности, которые включают в себя:

а)        музыкально-эстетические потребности;

б)        эстетическое восприятие и понимание музыки;

в)        музыкально-эстетические знания, умения и навыки;

г)        музыкально-эстетические оценочные представления

и суждения;

д)        музыкально-эстетический вкус;

е)        музыкально-эстетическая деятельность.

Рассмотрим более подробно процесс музыкального обучения и воспитания с использованием чувашского музыкального фольклора.

Эстетическое восприятие и понимания своей национальной музыки является более доступным для личности и осуществляется значительно легче и быстрее. В этом сказывается и исполнение фольклорных песен на родном языке, особенности национальной мелодии, национального музыкального мышления и менталитета личности. Все это способствует эффективному эстетическому восприятию, более глубокому пониманию содержания и особенностей музыки.

С этой целью в специально разработанной учебной программе представлены одноголосные чувашские народные песни и попевки, которые по своему содержанию созвучны жизненному опыту и опыту музыкально-эстетического восприятия учащихся. Чувашский фольклорный материал, предложенный в этих учебных программах, обогащает метроритмические слуховые представления, способствует активному развитию гармонического и полифонического слуха, раскрытию творческих и музыкально-исполнительских возможностей обучаемого. Эстетическое восприятие и углубленное понимание содержания чувашской фольклорной музыки, овладение на ее основе музыкально-эстетическими знаниями, умениями и навыками формирует в сознании личности определенные отношения к музыке. Эти отношения являются основой для развития личностных оценочных представлений и суждений. Эстетическое восприятие и осознанное понимание высокохудожественной национальной народной музыки способствует формированию правильных и разносторонних музыкально-эстетических оценочных представлений и суждений.

Уровень музыкально-эстетического вкуса соответственно определяет музыкально-эстетические потребности личности. Формирование  музыкально-эстетических  потребностей  личности обучаемого к лучшим образцам музыкального искусства осуществляется на основе ее приобщения к восприятию высокохудожественной национальной народной музыки.

Таким образом, изложенное выше позволяет нам утверждать, что такие элементы чувашской народной песни, как:

а)        родной язык;

б)        особенности национальной мелодии;

в)        национальное музыкальное мышление и менталитет;

г)        идейно-нравственная направленность;

д)        эстетическая направленность;

е)        художественная направленность

способствуют эффективному формированию основных компонентов музыкально-эстетической культуры личности.

Заключение

Музыкальное искусство чувашского народа всегда развивалось главным образом за счет собственных «внутренних» потенций. Это было подлинное самодвижение культуры. Картина развития современного народного музыкального искусства Чувашии находится в процессе становления. Основным смыслом всей исследовательской работы остается не просто выявление и обработка  народных песен, а сохранение и развитие самобытности этого явления. Безусловно, это будет обогащать как собственно народную, так и мировую культуру. Хочется надеяться, что данная работа будет способствовать появлению других исследователей, мастеров, музыкантов, и мы сумеем приблизиться к высокому уровню народной музыкальной культуры.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна