Как подобрать репертуар для детской вокальной студии

Событие завершилось
6+

Вокальное искусство — массовый вид музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Занятия в вокальных объединениях решают ряд важных задач:

-привлекают детей и подростков к занятиям в системе дополнительного образования, позволяя с пользой проводить свободное время, укреплять здоровье;

-развивают личность ребенка, его эстетические чувства в эмоциональном познании мира;

-способствуют воспитанию нравственности и гражданственности, активной жизненной позиции;

-содействуют социализации детей и подростков через формы коллективного творчества и внутристудийную жизнедеятельность;

-пробуждают в детях интерес к творческой жизни города, района, учреждения.

Проблемы подбора репертуара

Правильно подобранный репертуар позволяет эффективно решать задачи воспитания и развития ребенка в процессе занятий вокалом. Однако, как показывает опыт, его подбор представляет определенные трудности, причем не только для молодых педагогов, но и педагогов со стажем работы.

В чем состоит проблема подбора репертуара на сегодняшний день? Причин здесь несколько.

  1. В настоящее время выпускается слишком мало нотных сборников для детей от 4 до 18 лет.
  2. Имеющиеся нотные издания не всегда грамотно оформлены. Часто эти сборники — это песенники с прописанной мелодией, текстом, но без аккомпанемента и даже без гармонической поддержки. Педагоги же не всегда в совершенстве владеют навыками грамотного подбора сопровождения.
  3. Зачастую содержание песен не является актуальным, не соответствует запросам современных детей.
  4. Музыкальный материал не всегда яркий и насыщенный (мелодика, гармония, интонация оставляют желать лучшего).
  5. Время диктует необходимость использовать в работе не только живой аккомпанемент, но и минусовые фонограммы, что, в свою очередь, связано с немалыми финансовыми затратами.
  6. Работа с аудиосборниками тоже накладывает ряд трудностей — необходимо уметь грамотно и точно "снимать" звучащую песню для разучивания по нотам.
  7. Ощущается недостаток глубокого высокохудожественного песенного материала, несущего в себе яркие образы, нравственность, гражданственность.

Проблема отбора репертуара всегда была и остается острой и актуальной для любого руководителя вокального объединения. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие творческого коллектива. Существует целая "репертуарная политика". С одной стороны, в ней фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя; с другой — особенности и интересы воспитанников. Мы считаем целесообразным включать в репертуар такие произведения, которые помогут в решении задач воспитания и развития.

  1. Нравственное воспитание обучающихся.

Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Музыка, песня является по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.

В повседневной жизни ребенок чаще всего дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от лучших образцов песенного жанра.

Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все дети понимают, что такое чувство долга, сострадания, милосердия; понятие свободы воспринимается подчас как свобода от обязанностей перед близкими, перед обществом, в котором они живут. Решать эти проблемы помогут, в том числе и песни, в которых содержатся глубокие мысли, яркие образы, призывы. Содержание таких песен должно быть не абстрактным, а близким и понятным детям.

  1. Формирование художественного вкуса, эстетического восприятия действительности.

Помогая ребенку сформировать эстетическое отношение к миру через творчество, мы тем самым закладываем основу отношения к себе, как к художнику, творцу, созидателю. Поэтому прослушивание или исполнение вокальных произведений это воспитание художественного вкуса, музыкальной культуры, привитие интереса к искусству.

  1. Развитие музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом.

Наличие яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному и нравственному воспитанию, является главным критерием отбора произведений.

Требования к репертуару

Репертуар детского вокального объединения должен отвечать следующим требованиям.

Носить воспитательный характер.

В умело и тщательно подобранном репертуаре наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, умениями и навыками и систематического целенаправленного воздействия на духовное развитие личности.

Подбирая репертуар, мы должны учесть, что произведение не обязательно должно носить явный "воспитывающий" характер. Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором, — все это может послужить материалом для воспитательной работы в коллективе. Даже произведения созерцательной пейзажной лирики, воспевающие природу, способны пробудить такие чувства, как отзывчивость, доброта, мечтательность.

Быть высокохудожественным

Произведения репертуара могут быть разнообразны по жанру, стилю, тематике, но обязательна их принадлежность к классике, народной песне. Под "классикой" нужно понимать не только произведения, созданные в далеком прошлом, но и произведения современных авторов, которые отличает высокая художественность, глубина содержания и совершенство формы. Песня хороша тогда, когда хороши и мелодия, и слова, которые и без музыки звучат выразительно и проникновенно.

Выбирая репертуар, а затем, разучивая его с детьми и исполняя, мы воспитываем отношение к музыке, воспитываем "иммунитет против пошлости" (Д. Кабалевский), который так важен при формировании мировоззрения ребенка.

Соответствовать возрасту и пониманию детей.

При выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности коллектива. Прежде всего это касается групп младшего возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям. Подбирая музыкальный материал для занятий, педагог следит, чтобы он был разнообразным и интересным для учащихся, доступным для понимания и исполнения. При выборе песенного репертуара опираемся на закономерности развития певческого голоса в разные возрастные периоды. Это обеспечит правильное развитие детей, создаст фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений.

Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива.

То или иное произведение будет доступно для исполнения в зависимости от технической подготовки вокалистов, их индивидуальных особенностей. В песнях должен быть соответствующий диапазон, удобная тесситура. Решение технических задач исполнения не должно влиять на художественный уровень произведения.

Репертуар должен быть подобран по трудности, способствовать приобретению каких-либо навыков или закреплять их.

Нельзя допускать, чтобы на протяжен длительного времени репертуар был одного уровня сложности. На протяжении всего обучения по образовательной программе вокального объединении, дети должны идти от простого к сложному. Каждое новое произведение — это шаг вперед в овладении вокально-певческими навыками. Необходимо постоянно повышать требования к вокалистам, включая в репертуар произведения с новым более сложным материалом. Быть разнообразным по характеру, содержанию.

В репертуар любого певческого коллектива обязательно входят произведения различной тематики — это песни о родном крае, родном городе; о семье, о маме, о школе, дружбе и любви; шуточные песни, озорные и веселые, печальные и драматические. В этом разнообразии постигается вся гамма чувств, переживаний и эмоций.

Таким образом, репертуар должен быть подобран так, чтобы обеспечивать нравственно-эстетическое воспитание и социализацию учащихся, передавать образно-интонационное и жанровое богатство вокального искусства

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна