Детский досуг
Досуг детский — все дети имеют свободное время, но не все имеют досуг, ибо последний не ограничивается ни развлечением, ни ничегонеделаньем, ни даже развитием. Детский досуг в разных возрастных группах не однозначен. Если у детей дошкольного возраста преобладает домашнее общение, а уже на второй план выходит общение в детском саду, во дворе и специальных досуговых группах типа школы творчества, то у младших школьников оно перемещается преимущественно в школу, а уж затем идут дом, двор, досуговые общности. А вот у подростков на первое место выходят досуговые общности (формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, а уже потом идут школ и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: от остановки транспорта до дискотеки и кафе, существенно назад отодвигаются двор, школа, досуговые учреждения и семья.
Основные характеристики досуга детей, подростков, юношества:
досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
формирует и развивает личность;
способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
стимулирует творческую инициативу детей;
формирует потребность детей в свободе и независимости;
способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
удовлетворяет потребности личности;
способствует формированию ценностных ориентаций;
детерминирован внутренне и внешне;
выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
способствует объективной самооценке детей;
формирует позитивную Я — концепцию;
обеспечивает удовлетворение, весёлое настроение и персональное удовольствие;
способствует самовоспитанию личности;
формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
есть активность, контрастирующая с полным отдыхом;
реальный досуг нельзя отождествлять с мнимым досугом;
природе детского досуга чуждо противопоставление "учебное время — досуг" (как часть внеучебного времени);
детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг, как сбой в самоактуализации личности;
детский досуг широк в своем понимании.
Функции досуга: самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.
Таким образом, сущностью детско-юношеского досуга является целенаправленное творческое поведение детей, подростков и юношества в свободной для выбора, рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся принципы всеобщности и доступности; гуманизации воспитания личности; социальной, интеллектуальной, физической активности; коллективного творческого дела с возвышающей целью; адаптивности; дополнительности; сотрудничества; компенсации; занимательности.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.