Методы и приёмы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Поэтому класс вокала один из самых эффективных и востребованных видов обучения в детской школе искусств. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержания. По мере развития мышления, речи, идёт накопление новых представлений, усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка- естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает творчеству.
Невозможно представить качественное исполнение произведения без чёткого произношения литературного текста. Культура речи-понятие ёмкое и многогранное. Пение соединено со словами, смысловым содержанием текста. Вокальное искусство воздействует на человека всей совокупностью художественных и технических средств исполнения (звуками голоса, тембром, словом и др.), подчёркивает смысловое и эмоциональное содержание текста в музыкальном воплощении.
Каждое слово в речи или пении должно быть чётким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно. Для этого в первую очередь, необходима хорошая дикция, то есть чёткое, ясное произношение слов и фраз в целом, а также безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности. У многих детей вялая артикуляция, нечёткое произношение слов текста. С этой проблемой, к сожалению, приходится постоянно сталкиваться на уроках вокала. Для её устранения необходимо выполнять упражнения для снятия зажимов и усовершенствования работы всех органов речевого аппарата (языка, губ, верхнего нёба, челюсти, нижнего нёба и т. д.). Чтобы добиться желаемых результатов, следует упорно и ежедневно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата. Это сложно, но вполне выполнимо, если продвигаться постепенно от простого к сложному, соединяя в обучении технические задачи с развитием эмоциональности и мышления ребёнка.
С течением времени уроки вокала увенчаются успехом: ученик в совместной работе с учителем достигнут главной цели-качественного, осмысленного, технически верного во всех отношениях исполнения музыкального произведения.
- Артикуляционный аппарат и артикуляция.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков, помогает выразительности слова. Чтобы добиться четкого и ясного произношения слов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных зажатий и чёткой работы различных мышц и органов, что является главной задачей на уроках вокала. Очень просто сказать: «снятие зажатий», — но ведь их сначала надо обнаружить и только после длительной и кропотливой работы с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В связи с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению во время пения, а также служат как бы зарядкой для развития мышц, участвующих в процессе пения. Упражнения выполнять с детьми желательно перед зеркалом. Зеркало — большой помощник в работе, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего. В нем ребенок видит все недостатки проделываемого упражнения и с помощью педагога может вовремя их исправить.
Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное, естественная форма губ. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма. Язык спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. От верхних зубов идет твёрдое нёбо, а затем мягкое, подвижное нёбо и маленькие язычок. Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная и свободная. С помощью губ, языка, нёба, гортани, голосовых связок мы говорим и поём. Все названные органы входят в артикуляционный аппарат. Значит артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав называются артикуляционными органами. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
Обязательным условием вокально пения является подвижность артикуляционного аппарата. Для пения очень важно, чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активными губы, нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое. Нужно помнить, что ротовая полость является резонатором, от которого зависит качества звука.
Тембр у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, заметно проявляется в пестром звучании гласных. Это и понятно, т. к. образование певческих гласных резко отличается от гласных разговорных. Гласные — это основа пения. Именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса и техники. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Воспитывать у детей правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Пестрота звучания исчезает, если присутствует:
- Единая манера формирования гласных;
- С переменой гласных не меняется позиция или «место звучания». Присутствует глаженый переход выровненных гласных;
- Гласные сформированы в передней части голосового аппарата при активном участии губ;
- Облагораживание гласных идёт путём округления;
- Стремление вынести слово на звуке далеко вперёд (в зрительный зал).
При медленном темпе идёт более крупная артикуляция, при быстром темпе произношение слов идёт «мелким планом». Артикуляция острая, чёткая, подвижная. Ровное тембровое звучание гласных в пении зависит от умения сохранить эти качества при переходе от одной гласной к другой при единых резонаторных ощущениях, а также при сохранении певческой форманты.
- Артикуляционная гимнастика.
Лёгкие упражнения развивают и совершенствуют артикуляционный аппарат. Часто бывает так, что само слово «упражнение» вызывает у детей зажатие, потерю естественности, неверный психологический настрой. Однако при регулярной работе, — слово «упражнение» у учащихся вызывает рабочее, активное состояние, где концентрируется внимание даже на самых мелких движениях и ощущениях. Первыми упражнениями для разработки гибкости и податливости речевого аппарата и его отдельных мышц является артикуляционная гимнастика.
В методическом пособии предлагается описание различных упражнений,
которые применяются на занятиях вокала для развития мышечного
аппарата и мелкой дикционной моторики.
Произношение звуков у детей во многом зависит от работы их речедвигательного аппарата. Звукопроизношение также тесно связано с выработкой хорошей дикции. У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от точности движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Для формирования дикции детей можно использовать ряд игр на звукоподражание. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте, когда дети начинают делать активные движения губами в процессе речи. В старшем возрасте, если эта работа была пропущена, значительно труднее научить ребенка хорошей дикции, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.
В основе методического пособия — описание различных упражнений,
которые применяются на занятиях вокала для развития мышечного
аппарата и мелкой дикционной моторики.
Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция.
Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая
звуки речи, а органы, входящие в его состав — артикуляционные органы.
Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных,
согласных) называется артикуляцией.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы,
зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань).
Артикуляция — активная работа рта в речи и в пении.
Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный
инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира
человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью
координации всех частей голосообразующего аппарата.
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы
натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной
подвижности, т. к. вялый артикуляционный аппарат является причиной
плохой дикции.
Артикуляционная гимнастика помогает:
- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
- разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им
наибольшую подвижность;
- развить мимику, артикуляционную моторику;
- развить выразительную дикцию.
Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции — полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Дикция (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость
произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального
исполнения. Особенно важно четкое произношение согласных.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.