Концертный номер как основа создания концертной программы творческого коллектива
Качество концертной программы является отражением качества номеров, входящих в её состав. Концертный номер является отдельным сценическим действием, которое композиционно завершено, уравновешено, ограничено в пространстве и оставляет у зрителей впечатление о целостном художественном произведении. Особенностями концертного номера являются: место, действие, время и образ, взаимосвязанные между собой. При этом место и время представляют собой физические параметры, позволяющие образовать структуру номера.
Изначально понятие «номер» носило сугубо организационный характер, и использовался для арифметической нумерации исполнителей: на табличку крупными арабскими цифрами наносился порядковый номер исполнителя и выставлялся на всеобщее обозрение из-за кулис. Соответственно, исполнитель выходил на сцену согласно порядковому номеру.
В современной интерпретации концертный номер несёт, прежде всего, эстетическое значение. Соответственно, место и время действия трактуются со структурной и художественной точек зрения. С эстетической точки зрения, действие объединяет место и время номера, именно благодаря действию форма обретает истинное содержание. Место действия придаёт номеру колоритность и связывает художественный смысл и сценическую драматургию. Именно место влияет на зрительское восприятие происходящего на сцене, оно становится не просто «театром военных действий», место становится действующим лицом представления. Поэтому необходимо тщательно продумывать декорации, световое освещение и иные сценографические приёмы. Всегда нужно помнить, что конечный результат любого сценического номера — это вдохновить и впечатлить аудиторию, поэтому нужно уделять много внимания его сценографии.
Категория «действия» является эстетической, то есть, она состоит из художественного материала, соотносимого с теми обстоятельствами, в которых работает исполнитель. С точки зрения сценографии, действие поддаётся наиболее гибким и детальным изменениями, которые могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними обстоятельствами творческой деятельности, как отдельного исполнителя, так и творческого коллектива в целом.
Категория «время», как правило, является константой номера, так как представляет собой конкретный временной интервал, в рамках которого и строится сценография. Безусловно, время напрямую связано с местом и действием номера, но именно время является своего рода фундаментом концертного номера, время задает ритм и придает импульс действию. Ритм представляет собой один из методов организации концертных номеров, в том числе, с точки зрения исполнительского мастерства.
Концертный номер строится согласно законам построения театрализованного представления. В структуре номера присутствует законченная композиция, фабула, кульминация и финал[1]. Финал, кстати, может быть закономерным или неожиданным, в зависимости от сценографии и драматургии номера. Кроме того, концертные номера характеризуются отточенными исполнительскими навыками артистов, лаконичностью формы и зрелищностью подачи.
В последнее время сформировалась стойкая тенденция к увеличению интенсивности демонстрационной составляющей концертного номера, то есть, любой концерт становится небольшим театрализованным представлением. Получается, что все номера концертной программы объединены какой-либо общей идеей, сюжетом. В этом случае аудитория воспринимает номер уже как часть шоу, а не как отдельное представление.
Однако в этом случае могут возникать противоречия. Например, как грамотно организовать концертную программу, если к исполнению предполагаются номера, которые были созданы со своим отдельным сюжетом и фабулой? Включение таких номеров в концерт может стать причиной внутреннего сюжетного конфликта, которое будет непросто преодолеть. Единственный способ преодолеть сюжетный конфликт — это организовать концертную программу, сделав такие номера её центром, сюжетным ядром.
Создание концертных номеров является процессом не просто творческим, а даже интуитивным, поэтому на сегодняшний момент не выделено чётких этапов организации. Место и роль исполнителя в номере обуславливается, прежде всего, сценографией и жанровыми особенностями произведения. Оттачивание исполнительских навыков осуществляется в репетиционном процессе и направлено на развитие способности исполнителя донести до аудитории основную идею произведения, выразить сценический образ и воплотить свои творческие способности на сцене.
Таким образом, можно сделать вывод, что концертный номер является эффективным сценографическим методом подачи художественного произведения и неотъемлемой частью концертной деятельности, характеризующийся такими характеристиками как: кратковременность исполнения, исполнительские навыки высокого уровня и яркая сценография.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.