Выставки

Игрушки на ветвях сидят

С 7 марта по 2 июня 2024
от 150 руб.

"Игрушки на ветвях сидят", хлудневская игрушка. Выставка является частью большого проекта музея посвящённого народным промыслам России, вот уже второй год мы проводим выставки разных промыслов нашей страны. На выставке представлено более 100 работ трёх народных мастеров России и промысла: Татьяны Полубинской, Олега Лямцева и Александра Лондарева. 

С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области), откуда и пошло название промысла, лепили из глины игрушку. Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет. Устная народная традиция связывает изготовление игрушки с появлением здесь в XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые. На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково.

Традиционная палитра хлудневских игрушек включает в себя четыре основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Сначала применялись минеральные красители, различные глины-ангобы, смешанные с яйцом и молоком. Чаще всего использовали краски, добытые из цветов и растений. Первоначально роспись осуществлялась соломинками, палочками. В XIX веке стали использовать анилиновые красители — фуксин, а наносили краску уже перьями и кисточками. В целом орнаментальные мотивы, солярные знаки (символы Солнца) и знаки плодородия восходят к древнему славянскому орнаментальному комплексу.

Только в хлудневском игрушечном промысле встречается загадочный образ Рогаля. Рогаль — мифическое существо, похожее на чёртика. Нет точного смысла и значения данного персонажа. В народном хлудневском представлении Рогаль — это образ некой силы, домового, живущего в доме за печью, помогающий в домашнем быту. В хлудневском игрушечном творчестве можно встретить фигурки Рогаля с птицей в руках или в игрушке, где баба держит его на руках как ребёнка. Иногда среди глиняных игрушек можно встретить образ Рогаля как животного.

Свистульки были самым популярным товаром на ярмарках и предназначались для детей. Свистульки различали по количеству ножек: без ножек и на двух ножках. В большей массе создавали эти игрушки вальковой формы (без ножек), их нельзя было поставить на какую-либо поверхность и сложно было использовать в игре. Свистухи посложнее, с двумя ножками, их уже можно было ставить на поверхность как фигурки и использовать в композиционных играх с несколькими другими подобными игрушками. Были и гудухи — большие свистки с низким тоном. Головки свистулек имеют тенденцию к оборотничеству: в одном ракурсе это птичка с поднятыми крыльями, в другом она превращается в голову рогатого животного, а в третьем — в цветок. Свистульки на ярмарках могли продавать мастера, имеющие на это разрешение, а у многих хлудневских мастериц его не было и быстро убирать свистульки было удобнее, чем композиции.


В хлудневской глиняной игрушке представлено множество различных птиц — петух, курица, утка, жаворонок, кукушка, соловей, гусь, голубь. Они встречаются и как отдельные игрушки (свистульки), и в сюжетных образах (древо жизни с птицами, баба с птицей в руках и т. п.). Существовало поверье, что душа (особенно женская) могла быть птицей. Русские люди верили, что под влиянием потрясения или колдовства девушка (или молодая женщина) может на время переродиться в птицу. При помощи свиста птицы-свистульки люди отгоняли злых духов. Большие образы петухов украшали подоконники в домах.

В хлудневской игрушке часто встречаются растительные мотивы: цветы, листочки, ветви, деревья. Отдельного внимания заслуживает образ дерева. Среди работ мастериц можно было выделить несколько видов: один из вариантов дерева имеет ноги, другой вариант представляет из себя образ бабы, на голове у которой помещается птичье гнездо, а в третьем — верх дерева представляет собой голову бабы-чародейки, а также натуроподобные — с длинными, торчащими во все стороны ветвями-листьями.

Фигурки деревьев отличались так же по способу распределения элементов:
Дерево-карусель — элементы распределялись по всей поверхности игрушки, по спирали, что делало каждую сторону фигурки лицевой. Условно в таких игрушках лицевая сторона условно обозначалась направлением головы сидящего наверху животного.

Двумерные, где весь изобразительный ряд разворачивался в одной плоскости, и скульптура имела одну главную лицевую сторону, обращенную к зрителю.

Образную трактовку игрушкам-деревьям даёт Д.П. Дундукова:
«Дерево у Марии Васильевны Самошенковой вместило в себя все стихии: космос — наверху сидит «чаровница» (баба с чаркой) и посылает на землю дождь. Пониже — воздух — птицы в гнёздах. А внизу, у корней дерева, — земля — медведь сидит да на гармошке играет.»

Но, по мнению А.Н. Фрумкина, образы дерева и бабы-дерева в хлудневской глиняной игрушке сформировались относительно недавно — в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Отражение в них мирового древа связано очевидно с традиционными росписями, вышивками и устным фолклором, непосредственно восходящим к архаичным корням русского язычества.

Расписание
1 мая

Сведения предоставлены организацией ЧУК «Санкт-Петербургский Музей Игрушки» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна