Истоки хореографического искусства
История зарождения танца началась еще в глубокой древности. В подтверждение этому можно упомянуть, что первые изображения этого действия содержатся в наскальных рисунках, датированных 6-8 веком до нашей эры [7, c. 17].
Изначально танец носил далеко не развлекательный и культурный характер. Это был некий способ общения, самовыражения, просвещения и даже способ массового внушения. В древние времена люди все самые важные события (любовь, война, охота и т. д.) выражали в ритуальных танцах, которые зачастую копировали повадки различных животных. Сюжеты таких хореографических композиций носили в основном бытовой характер — с их помощью люди обращались к богам, выражали свои чувства и поднимали боевой дух перед каким-либо сражением и охотой. Подобные ритуальные танцы способствовали общей организации и максимальной сплоченности, что в те времена было очень важно.
Очень часто танцы использовались в качестве довольно мощного орудия для массового внушения и сильной манипуляции людьми. Из самых ярких примеров подобных плясок можно выделить ритуальные па шаманов и африканские танцы. Сочетание ритма музыкальных инструментов (в основном ударных) и темпа танцевальных движений, которые очень плавно усложнялись и ускорялись, производило очень сильное воздействие на участников данного ритуала. Подобные хореографические композиции использовались для введения людей в состояния транса для достижения просветления и массовой релаксации [26, c. 39].
С развитием человечества развивался и танец, ведь он был неотъемлемой частью жизни. С созреванием понятий социума и культуры набор движений обретал «форму», концепцию, наполнялся смыслом и гармонией.
Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. Одна из гипотез о происхождении танца — танец произошел из-за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой-либо жизненно важной информации. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Первобытные пляски обязательно имели четкий смысловой стержень, включали пантомиму, элементы подражания. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Познавая мир, человек пытался имитировать (подражать), играть. В играх отражались чувства человека, стремление к счастью и т. д. Имитация окружающего явилась основой танцевального искусства. Первобытный танец возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями [21, c. 47].
Эстетическое переживание, эмоции, своеобразное «художественное чувство», пережитые многократно первобытным человеком, постепенно развилось, усовершенствовалось, превратилось в одну из существенных человеческих потребностей. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага.
Первобытный человек жил в постоянном страхе перед могуществом стихийных сил природы, которые могут то принести ему благо, то причинить зло. Он обожествлял их, пытался умилостивить своих многочисленных богов. Для человека первобытного общества танец — это способ мышления и жизни. Это можно проследить и в наскальных рисунках, и орнаментах, и в древних плясках, языческих играх и обрядах.
Среди первобытных танцев преобладали ритуальные танцы, к которым относятся охотничьи и военные. Это мужские танцы.
Охотничьи танцы.
Охота давала пищу и одежду, развивала у охотников смелость и находчивость. Вот почему охотничья пляска стала первой пляской первобытного человека. В этих древнейших плясках были сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали.
В охотничьих танцах человек подражал то движению зверя, то охотника, причем, изображался обязательно знакомый всем зверь. Задача этих танцев ясная и простая: магически воздействовать на результаты охоты, т. е. задобрить божество, укрепить уверенность охотника в себе, запугать преследуемое животное, — и таким образом одержать победу, добыть себе и племени пищу. Бешеные скачки, имитация повадок зверя, устрашающие крики и притопывания создавали, как бы мы сказали теперь, условную картину охоты.
Охотничьи танцы являлись своего рода репетицией охоты. В охотничьих плясках мужчины учились выслеживать зверя, маскироваться, тренировали свою наблюдательность, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте. Человек верил в то, что танец действительно помогает ему в осуществлении этой важной части жизни. Одновременно с этой утилитарной задачей рождалось и эстетическое переживание, как у «актера» (танцующего), так и у зрителя (смотрящего).
Военные танцы.
У первобытных народов было много воинственных плясок. Они были «игрой» в предстоящую войну, своеобразной репетицией ожидаемых событий. Это тоже своего рода охота — охота на человека. В жизни первобытного человека присутствовали борьба за землю, за стада скота и т. д. По численности они уступали только охотничьим пляскам.
Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний. В первобытнообщинном обществе можно выделить четыре основных обряда: свадебные, рождение ребенка, инициация (совершеннолетие), похоронные (погребальные). Нередко танец был основан на воспроизведении движений, соответствующих роду деятельности, трудовым процессам — ловля животных, гребля, обработка земли, сбор плодов. С образом женщины были связаны образы огня и продолжения рода.
Помимо женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ полезного для племени растения. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как — то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Есть общая характерная черта в исполнении танцев древности — экстатичность, т. е. искренняя убежденность во всесилии танца, его полезности. У ритуальных и обрядовых танцев нет четкого разделения между зрителем, исполнителем и создателем. Как правило, ритуальные танцы исполнялись в кругу. В первую очередь это связано с магическим смыслом: культ Луны и Солнца, взывание к плодородию, благополучию. С другой стороны это самая удобная форма исполнения массового обрядового танца, так как в этих плясках участвовали все. Кроме круга для древних танцев характерно положение каре. Самое распространенное движение в танцах древности — топанье, возможно, потому, что оно заставляло землю трепетать и покоряться человеку. В качестве аккомпанемента использовались хлопки в ладоши, удары ног, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. Это обращение к божеству, желание пляской умилостивить своих многочисленных богов. Характерная черта древнего периода — наличие шаманов — профессиональных танцовщиков. Профессия шаманов передавалась из поколения в поколение. Для того чтобы из простых движений человека получился танец — этого мало. Танец включает в себя два элемента: движение и ритм [16, c. 51].
Ритм — (от греческого слова) это стройность, соразмерность. Ритм в хореографии — это строго закономерное чередование движений человеческого тела. В процессе труда человек выполнял движения, которые повторяются через определенные промежутки времени. Гребец опускает весла в воду — гребет, сеятель, шагая размеренно, разбрасывает семена в поле. В определенном ритме косит крестьянин, колет дрова лесоруб и т. д. Ритм этот может замедляться или ускоряться, однако во всех случаях и при всех обстоятельствах человек находит тот ритм, который в данных конкретных условиях обеспечивает наибольшие результаты трудовых усилий. Возникновение чувства ритма в процессе работы ускорило появление танца.
Ни в одну историческую эпоху, нив одной стране мира никто так не превозносил танец, как древние греки, которые видели в нем "единство душевной и телесной красоты" и считали танец прекрасным даром богов. Да и древнегреческие божества сами с удовольствием предавались пляскам. Считалось, что сам Аполлон, бог Искусства, написал первые правила искусства танца. Древние греки так трепетно относились к танцу, что сделали музу Терпсихору "ответственной" за искусство пляски и стали ее изображать в виде танцующей девушки в легкой тунике с оливой в руках. Гомер утверждал, что в мире есть три самых невинных наслаждения — это сон, любовь и пляска []
Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осуждению. Позы и движения в танце должны быть красивы и гармоничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мысли и чувства.
Для каждого жанра греческого театра существовали свои пляски. В трагедиях хор исполнял эммелею — танец, состоящий из патетичных, величественных, благородных движений. Этот танец передавал чувства богов и героев. В комедиях чаще всего танцевали кордак, пляску сатиров (сатиры — фантастические существа с козлиными ногами и рожками). Это была быстрая пляска, темпераментная, изобилующая головокружительными, прямо-таки цирковыми прыжками, кувырканьями и раскованными позами. Движения исполнялись в бурном темпе и состояли из присядок, вращений, прыжков, во время которых пятками надо было бить себя по ягодицам. Его исполняли только профессиональные, специально обеченные танцовщики [17, c. 58].
Об искусстве древнегречской пляски впервые в истории танца был написан трактат-исследование об этом виде творчества. Автор трактата — Лукиан размышлял о роли и значении танца в жизни человека, говорил о требованиях, которые предъявляются к человеку, решившему посвятить себя искусству пляски. "Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: ни одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной… Танцору необходимо знать все!" [11, c. 48].
Танцевальное искусство древних греков оказало большое влияние на римлян. Только вот творческие вкусы римлян в корне отличались от вкусов греков. Для греков искусство и танец были чем-то священным, что облагораживало душу и приближало человека к богам. Римляне же, более грубые и приземистые, видели в искусстве лишь развлечение. Танцы постепенно утратили первоначальную строгость и чистоту, в них стали все чаще изображать и выражать страсть, что совсем не соответствовало высокому религиозному предназначению пляски в Древней Греции. Впрочем, древние римляне знали и чтили имя своего первого танцора. Еще бы: ведь им считался Ромул — один из легендарных основателей Рима.
Римляне внесли в историю мирового танца большой вклад как создатели пантомимы. Это — сильно стилизованная последовательность движений, как правило, одного исполнителя, причем основная роль отводилась жестикуляции. Пантомиме обычно аккомпанировал маленький оркестр. Знаменитыми пантомимистами были Бафилл из Александрии, предпочитавший комедию, и Пилад с Сицилии, который придал пантомиме трагический пафос. Пантомима как спектакль была впервые исполнена публично в XIII до н. э. [28, c. 68].
Со временем это искусство выродилось в откровенно эротичное и вульгарное зрелище, с которым боролась христианская церковь.
Хотя в Древнем Риме и преобладала пантомима, ритуальный танец там тоже не был забыт. Существовало много танцев-шествий на разные случаи. Например, члены жреческой коллегии салиев, жрецов бога Марса, исполняли свою культовую воинскую пляску — трипудий, т. е. танец в трехдольном размере. Повсюду на полуострове Италия жрецы проводили ритуалы, связанные с древними культами плодородия. Такого рода храмовые обряды постепенно перерастали в народные праздники. Например, знаменитые сатурналии, проводившиеся в конце декабря, стали народным карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием. Впоследствии дух христианских рождественских праздников впитал в себя немало элементов древнеримских сатурналий.
В Средние века в русле развития непрофессионального танца на первый план выходят его катарсическая функция и функция общения. Танец становится подчас единственным способом выражения, выплеска несанкционированных, социально-нежелательных эмоций, средством нерегламентированного общения. В Средние века танец стал одним из основных элементов карнавальной культуры. Наряду с профессиональными танцорами (буффонами, жонглёрами, фиглярами) на площадь выходят люди всех возрастов, званий и сословий. В.П. Даркевич пишет, что всенародные карнавальные действа являлись "законной отдушиной для человека", в них "заявляла о себе полнокровная, естественная и неистребимая радость бытия". Танцы той эпохи описаны как "экстатические", "разгульные", "экспансивные". Во время христианских праздников люди внезапно начинали петь и танцевать у храмов, мешая проходившей там службе. В Германии эти безумные танцы назывались "плясками св. Витта", в Италии — "тарантелла". Известен также "Танец смерти", распространившийся в Европе в XIV веке в период эпидемии чумы [29, c. 74].
Танец Средневековья многолик, и отношение к нему неоднозначно. Это народные танцы, сопровождавшие проведение всех народных праздников в городах и деревнях и тесно связанные с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников. Так, французский народный танец бранль (участники танцуют, держась за руки и образуя закрытый круг), родившийся в эпоху раннего Средневековья, первоначально назывался "бранль прачек" и "бранль башмачников". Тот же жизнерадостный бранль исполнялся и аристократией во время балов, маскарадов и турниров, но манера его исполнения стала другой: более чопорной, торжественно-церемониальной, менее темпераментной. Этот танец считается первоисточником бальных танцев. И хотя жёстких различий между придворным танцем и танцем народным пока нет, всё же народный танец продолжает оставаться импровизированным, более спонтанным, а придворный танец формализуется, большое значение приобретают различные танцевальные фигуры, построения, появляются первые учителя танца [31, c. 83].
С конца 19 века термин хореография — это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. С другими видами искусств хореографию объединяет задача отражения жизни, раскрытия богатства и многообразия внутреннего мира человека.
Искусство хореографии зародилось в глубокой древности. В первобытную эпоху возник танец, как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой деятельности. В плановом обществе произошло разделение танца на народный и профессиональный.
Народный танец долгое время сохранял связь с трудовым процессом, язычными и бытовыми обрядами. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, состояние человеческого духа. Уже в античности существовал танец в качестве зрелища аналогично театральному. С конца 1в. начал формироваться балет.
Хореографическое искусство зарождалось в комплексе с другими видами искусства. Хореография — искусство, развивающееся во времени, способное выражать не только состояние, но и поступки, действия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.